Григорий Юдин В последнюю неделю на московских выборах происходит самая опасная для политической администрации вещь - парламентская и непарламентская оппозиция начинают блокироваться против "Единой России".
В 45 округе трое кандидатов - независимый Илья Яшин, коммунист Владислав Колмагоров и справоросс Магомет Яндиев объединились против административного кандидата Касамары. Яндиев вчера пообещал, что в случае победы будет советоваться с союзниками при принятии решений в Думе. Его поддержал главный идеолог Яблока Вячеслав Игрунов. (Вообще для Касамары всё это должно выглядеть как какой-то бесконечный кошмар: как будто бьёшься с многоголовым великаном - только ты снимаешь ему одну голову, как у него отрастает вторая, снимаешь вторую - мигом отрастает третья и заявляет, что будет мстить за первые две... Сколько их вообще там?? Почему они все так меня ненавидят??)
В округе 32 справоросс Владимир Залищак остановил кампанию в пользу коммуниста Лихачева, потому что у того больше шансов победить единоросса по оценке Умного Голосования. Такое действие всегда требует мужества.
Сразу в нескольких округах кандидаты от коммунистов и СР приняли условия независимых кандидатов и подписались под их программой.
И даже руководство КПРФ вчера вступилось за осуждённых за участие в митингах - потому что суды прямо связаны с выборами, и судьба заложников будет зависеть от результатов голосования сейчас и далее.
Этот "эффект Касамары", как вчера выразилась коллега, разворачивается просто потому, что сейчас думающему политику выгодно быть на стороне граждан - на этот раз именно они будут решать исход голосования, а не администрация. Но для самих москвичей это создаёт целый ряд демократических возможностей по улучшению качества политического представительства. И одновременно это позволяет сильно надавить на полицейские органы с требованием остановить репрессии и отпустить заложников. Уже даже Зюганов считывает это как ключевое содержание протестного голосования.
Ещё недавно во всё это было трудно поверить. Но сегодня мэрии приходится иметь дело с тем фактом, что небольшой административно мобилизуемой группы уже недостаточно. Как только её противники начинают объединяться, они тут же становятся сильнее.