8 марта в Москве

Mar 09, 2009 23:39




8 марта 2009 года в Москве выдался непраздничным, по-январски холодным днем. На углах мерзли в ожидании мужчины с цветами, а немногочисленные парочки спешили в кафе и другие закрытые помещения. СД «Вперед»
совместно с товарищами из «Что делать?», ДСПА, художниками и независимыми активистами решило отметить женский праздник критическим высказыванием по поводу современного капитализма и места женщины в нем. Не очень стройная, но решительная колонна борцов с гендерным и классовым неравенством прошла по центру Москвы (Камергерский переулок/Кузнецкий мост), раздавая листовки и скандируя «Угнетенью сдачи дай! Цеткин, Дэвис, Коллонтай!», а также «Нет угнетению, нет мачизму! Нет товарному фетишизму! Женщина - товарищ, а не товар! Злейший враг женщины - капитал!». Эти незатейливые, но меткие слоганы вызывали понимание и радость встречных - от быстро прогуливающейся публики до банковских охранников и женщин-дворников, настраивая их на боевито-праздничный лад. Увы, тема феминизма пока ещё часто вызывает неприятие или скепсис в нашей стране. Необходимо возвращать её в обиход левого и рабочего движения!

Феминизм - не выдумка интеллектуалов! Женский вопрос - вопрос ежедневной защиты и оплаты женского труда! Офисное рабство убивает женщину!

Феминизм в России, кажется, в основном, праздной выдумкой. Это заблуждение отражает как некоторые аспекты истории нашей страны, так и объективные проблемы феминистского движения последних 30 лет. В СССР женщины имели достаточно серьёзные права во многих областях, и поэтому женского вопроса как бы не существовало. В постсоветский период, в связи с массовой пролетаризацией, с вовлечением в рыночные отношения огромного числа людей, в том числе женщин, те представления о феминизме, которые доходили до России, казались слишком далёкими от реальной жизни. Тогда как на самом деле женщины утратили мощное теоретическое и практическое орудие, которое выковывалось не в последнюю очередь в рабочем движении дореволюционной России а также в первые годы после революции.
Это отражало и общезападную тенденцию последних 30 лет к дроблению и размыванию освободительного, радикально-демократического движения, к его сосредоточению на отдельных - либо слишком абстрактных, либо наоборот, частных - вопросах, уходу от какой-либо общей стратегической перспективы, неизбежно несущей, согласно постмодернистскому миропониманию, те или иные «тоталитарные» угрозы. В русле этой тенденции феминизм оказался в России уделом отдельных неправительственных организаций, которые, ведя безусловно важную просветительскую работу, оставались при этом крайне - социально и культурно - маргинальными и зависимыми от поддержки западных фондов.
Мы поддерживаем борьбу других течений феминизма, например, за равное представительство в буржуазной власти, против коммерческой эксплуатации женской сексуальности и т.п., но женский вопрос для нас - это, прежде всего, вопрос ежедневной защиты и оплаты женского труда, вопрос производственных, трудовых отношений (будь то фабрика, сфера услуг или офис) потому что именно в них определяется степень возможной эксплуатации человека человеком, порог физического и морального угнетения в обществе. Мы не разделяем расхожего представления, что феминизм - это выступление женщин против мужчин за победу в бессмысленной войне полов. И женщины, и мужчины подвергаются эксплуатации - поэтому их борьба против бесчеловечной системы может быть только солидарной.
Поэтому мы считаем, что гендерная, феминистская повестка должна быть связана с трудовой, с классовой программой, и становление женского движения, практически не существующего сегодня в России, должно быть связано со становлением независимого рабочего движения, имея в нем независимый, но органичный и солидарный голос.
Сегодня мы хотим сказать: такое возможно и мы готовы бороться за это!
Социалистическое движение «Вперед», рабочая группа «Что делать?», ДСПА, независимые активисты, художники, индивиды.

8 марта 2009 года.


Источник: http://community.livejournal.com/dspa/62045.html
Previous post Next post
Up