Феномен ВИРДЖИН
Я всегда говорила, что Балканы - кладезь вещей непростых и подчас тягостно-загадочных. То есть то, что там намешано за долгие века, дает причудливый сплав с переливом от ясной, сияющей античности, до черноты и мрака османского долговекового пресса, да еще усугублено горной местностью, а в горах тайны, как правило, особые :)))) Православие на Балканах тоже имеет свою специфику - оно совершенно не похоже на отечественное, имеет привкус горьковатый и терпкий, более интимно и аскетично, более вписано в местный масштаб и органично. Нет русского православного иногда неопрятного юродствования и надрыва, есть сокрытое страдание и сдержанная внутренняя страсть. Их церковь более строга и прохладна, но более искренна и открыта при этом. Все это мои собственные ощущения, не более того.
По поводу же этих женщин-мужчин, мало что известно. Их мало и было немного, сейчас единицы остались с былых времен. Существовали они преимущественно в горных районах, что неудивительно. В самой крошечной Черногории население себя очень четко и решительно разделяет на жителей горной и прибрежной полосы, хотя прибрежная полоса там - местами шириной в наш Нескучный сад вдоль Москвы-реки :))). Разные условия существования, разный уклад, а где уклад разный - там и обычаи разнятся и людские нравы.
Мне в Черногории подчас бывало не по себе, признаться. Не страшно, нет. Именно - не по себе. Потому что очень сильно эта специфика ощущается. Видимо, она там так сконцентрирована, что даже со временем не растворилась в ордах туристов, не вымылась в труднодоступном «ласточкином гнезде» - Остроге, что порой чувствуешь, что ничего тут со Средневековья не изменилось нисколько. Как законсервировалось. Другое ощущение времени.
Люди живут здесь веками, как в смоле застыли - когда мы проезжали мимо какой-то деревни в районе Скадарского озера, я поймала себя на том, что будто на декорации к историческому фильму смотрю. Но нет - это их быт обычный,
Короче, эти вирджины - очень хорошая иллюстрация к Балканским загадкам и чудинам. Надо сказать, что в двух описаниях, которые я привожу ниже, версии происхождения этого явления разные. Думаю, что равноправны обе, всякое бывало. Что испытывали эти женщины - тоже сказать трудно, кто-то на всю жизнь задавил в себе свое истинное происхождение, кто-то смирился, а кто-то вполне обжился в новом навязанном образе. Я не думаю, что добровольный выбор девочек был слишком частым, хотя бы потому, что опять-таки, женское мнение и желание мало принимали в расчет в подобного рода обществах, а вот насильственный - вполне в духе тех суровых мест.
Итак: версия «добровольности»:
«Черногорская ВИРДЖИНА
В 1855 году Милорад Медакович, автор одной из первых этнографических монографий о Черногории, записал историю Милицы из рода Ровча. Девушка добровольно поклялась, что никогда не выйдет замуж и заменит своему отцу сына. Она носила мужскую одежду и оружие, курила табак и считалась равноправным членом мужского общества.
Отсутствие мальчика в семье было позором для черногорца. Отчаявшись получить наследника, отец семейства своей волей назначал одну из дочерей сыном. В возрасте 4-5 лет ей давали новое - мужское имя, отстригали косу, девочка начинала носить мужскую одежду и, говоря о себе, использовать мужской род. Так она становилась «мужчиной». Наивысшим оскорблением для вирджины было назвать ее женщиной. За это она могла даже застрелить обидчика. Многие из вирджин были женоненавистницами и презирали все «юбки» настолько, что требовали хоронить себя в мужской одежде
Феномен вирджин характерен не только для Черногории, но и для Косово и Метохии, а также севера Албании, то есть для тех регионов, где были особенно сильны патриархальный уклад жизни и родоплеменная организация общества. Любопытно, что вирджины были и среди мусульман, и среди католиков, и среди православных. Так, известный австрийский албанолог середины девятнадцатого века Иоганн Георг фон Хан выявил несколько случаев социальной трансформации пола в Северной Албании. В своем дневнике, опубликованном в Вене в 1867 году, он описал четырех албанских девушек из племени Мирдита, принявших мужские имена и ставших вирджинами. Все они были католичками.
Единой научной теории о про¬исхождении данного обычая не существует. Некоторые исследователи считают его отголоском античного культа виргин, другие рассматривают как остатки матриархата. Также есть версия, что вирджины - это представители так называемого «третьего пола».
Официально зафиксировано около 150 подобных случаев, однако исследователи утверждают, что их было значительно больше. Около 10 вирджин здравствуют и поныне. Но архаичный обычай отживает свое и постепенно уходит в прошлое.
На севере Черногории, неподалеку от Жабляка есть небольшое село Одраг. Ближайшая асфальтовая дорога от него - в десятке километров. В селе всего несколько массивных горских домов из потемневшего от времени камня. В одном из них живет Стана Церович. Ей больше 70 лет. Она - одна из последних черногорских вирджин.
Стана с детства одевается, как мужчина. Хотя все знают, что она женского пола, к ней относятся как к домачину («хозяину очага» - так в Черногории уважительно называют старшего в семье мужчину). Такова традиция. Знакомые, встретив Стану на улице, приветствуют ее: «Добрый день, Домачине!».
Вопреки обычаю, Стана никогда не брала мужское имя. Но она утверждает, что довольна той судьбой, которую определил ей Господь, и не сожалеет о том, что так и не вышла замуж. «Жаль, что я родилась в женском теле. Видимо, природа в моем случае ошиблась» - говорит она.
Стана была пятой дочерью в семье. После ее рождения родились два мальчика, но они рано умерли. Это и предопределило ее судьбу. «Нет более горькой вещи, чем мужчине услышать, что с ним умрет и его род. Так мой отец, уважаемый и заслуженный герой, остался без сына». Тогда Стана сама решила заменить отцу сына - по крайней мере, так она утверждает сейчас. «От других девочек отец меня отделил. Дочерью не называл. Он имел только сына. Меня».
В пять лет Стана выкурила первую самокрутку. В шесть впервые стреляла из отцовского пистолета. В семь впервые попробовала ракию. Все, как и полагается мальчику.
Несмотря на то, что Стана выросла с сестрами, она чурается женского общества. «С мужчинами есть о чем поговорить, можно выпить ракии, покурить, поиграть в карты. А с женщинами что? Никогда не могла с женщинами общаться! Всегда с людьми сидела. Они меня всегда звали в свою компанию, да и сегодня я среди них, как человек равный, они уважают мое мнение, прислушиваются к нему». Женщин за ровню Стана не признает, впрочем, как и многие другие черногорцы. Общество тут, в горах, весьма патриархально.
И версия «насильственности»:
«…в один прекрасный день девочку забирали у матери и приказывали ей забыть свое имя, ей запрещено было называть себя в женском роде, ее переодевали в брюки, ей запрещалось играть с другими девочками, она не смела играть в куклы или заниматься рукоделием, позже ей нельзя было выходить замуж и рожать детей....
... в Косово, на севере Албании и в Черногории есть села, где можно встретить странных персонажей: женщин, которые говорят о себе в мужком роде, носят мужские имена и выполняют мужскую работу. Не спешите неторопливо передергивать плечами, мол, трансвеститы есть не только в Косово, на севере Aлбании и Черногории.
Эти женщины не трансвеститы.
Их, еще маленькими, заставили забыть о том, что они девочки.
Еще маленькими их психологически выворачивали так, чтобы они и во сне думать о себе в женском роде не смели. И близкие и родственники, односельчане и соплеменники - все вели себя по отношению к такой девочке только как мальчику. Любое другое поведение наказывалось...
Таких девочек называют вирджины (название латинское, как видно) а также тобели- от турецкого слова обет, клятва, зарок или остайнице от оставаться или же девушки клятвы).
Как появился этот обычай?
Причин, по которым девочка становилась мальчиком, было несколько, но самая сильная - это кровная месть.Именно те районы, где распространен обычай вирджины, известны своей страстью в дотошном выполнении старинного обычая - кровной мести.
Месть называется кровной не потому что, в духе бульварных романов, обиду можно стереть только кровью, а потому что мстят «всей крови» обидчика, убивая не только его, но и всех мужских представителей его семьи, всех носителей его крови. А при чем здесь девочка, спросите вы?.. а все очень просто:мальчиков прятали, скрывали, а девочек обряжали в мальчиков, и заставляли выполнять мужские обязанности.
Иногда помогало и девочки выживали, но тогда они и далее должны были оставаться мальчиками, потому что в девочки ход для них был уже закрыт.
Еще девочку могли обьявить мальчиком, если в семье не было мальчиков.
Ну, хоть убей, рождаются только девочки. Тогда одну из девочек обьявляют мальчиком. Со всеми вытекающими отсюда трансформациями.
Из девочки могли сделать вирджину и если отец и дядья убиты, а братья чересчур малы.
Тогда девочка становилась временной вирджиной, т.е. права голоса на сходках они не имела. После того как братья вырастут она имела право выйти замуж, но ...чаще всего оставалась одна. Просто потому что героические горные мужчины боятся брать в жены женщину, носившую штаны.В недавние, да и в нынешние времена кое-где, браки заключались на небесах так что родители решали, что им бы неплохо породниться, согласия детей, особенно девочек, никто и не спрашивал.
Ну, а если по рукам ударили,а потом поссорились?...тогда нужно разрывать помолвку.
Или жених умер... Неважно какая причина была, но если помолвка разорвана девушка обязательно должна была стать вирджиной. Вот так вот...
Плохо ли было вирджинам?..
Они не имели права выйти замуж.Но у них было право голоса в племени.
Они могли наравне с мужчинами решать вопросы, могли войти в кафану и выпить ракии, могли курить и ругаться матом.
Единственное- на похоронах над ними запрещалась причитать как над мужчинами( все-таки страх перед мистикой смерти сильнее всех земных фантазий).
Но свои груди они туго заматывали, а наличие менструального цикла тщательно скрывалось ( впрочем, у многих девочек, которых в детстве обозначили как вирджин их или не было вовсе или были пару месяцев и прекращались..кстати, вот и загадка: социальная роль может изменить физиологию?)
Кстати, даже документы им выдавали на мужское имя ( все свои в местных загсах, все знают ситуацию, а если не знают, то барашек в бумажке обьяснит).
Были анекдотические ситуации- призвают мальчика в армию, а там - девочка...
В 91 режисер Срджан Каранович снял фильм под названием «Вирджина» - историю о такой девушке.
P.S. Примечание:
У П. Мериме есть новелла "Коломба", из жизни корсиканцев - про подобие такой временной вирджины. Видимо, у многих народов-изолятов подобное практикуется.»