Включила тут канал Дискавери и узрела не так давно виденные водные просторы-непросторы, то есть Венецию. Передача уже к концу близилась, я только застала вдумчивые прекрасные глаза итальянских инженеров в строительных касках и при галстуках, а еще исполинские бетонные блоки, которые на буксирах подтягивают к Венеции. Еще какая-то грозная дама над ними всеми - типа куратора проекта, который они называют библейским именем «Моисей». Из обрывков разговоров я успела только понять, что эти блоки и инженеры, а также бетонные сваи, которые в астрономических количествах заливают в пространство под Лидо и еще куда-то, призваны спасти город от наводнений, которые добивают его, как страдающую чахоткой красавицу, уже много веков. Про «высокую воду» (Aqua Alta) и модельные резиновые сапоги я, разумеется, слышала, но плохо себе это представляю на деле - каково это жить, почти как амфибия. Правда, суть конструкторской мысли проекта я так и не уловила, передача скоропостижно скончалась, а я любознательно полезла в инет интересоваться Моисеем. Вот что разузнала:
«MOSE - это Modulo Sperimentale Elettromeccanico, что по-итальянски означает «экспериментальный электромеханический модуль»; а еще Mose по-итальянски - «Моисей».
«Кругом вода
За последние 60 лет население Венеции сократилось в два с половиной раза, со 150 тыс. до 60 тыс. человек. Те, кто остался в городе, живут в постоянном страхе перед повторением наводнения 1966 года, когда уровень воды поднялся без малого на два метра.
Венеция только в прошлом столетии опустилась на 27 см. Процесс затопления вызван прежде всего тем, что Италия является частью Африканской тектонической плиты, которая медленно перемещается на север и заходит под Европейскую плиту. В результате Альпы приподнимаются, а Венеция опускается. Этот процесс усугубился забором воды из артезианских скважин на нужды городской промышленности и сельского хозяйства. «Обезвоживание» водоносных слоев под Венецией, запрещенное лишь в 1970−х годах, вызвало их резкую просадку и заставило город опуститься за два десятилетия на 20 см. Неудивительно, что площадь Сан-Марко, главная достопримечательность города, сейчас всего лишь на 5 см выше уровня воды при обычном приливе. Стоит приливу немного усилиться - а такое в последние десятилетия происходит более ста раз в году, то есть каждый третий день, - лагуна превращается в озеро, глубина которого зависит от силы приливной волны. Между тем в 1900 году вода была на Сан-Марко лишь семь раз!
Для удобства передвижения по улицам во время наводнений в Венеции сооружены passarelle - поднятые на металлических опорах на 120 см дощатые тротуары, но вода частенько заливает и их.Венецианцы пытаются уберечься от воды, взбираясь все выше и выше. Они уже давно не живут на первых этажах, а нижние окна за ненадобностью замуровывают цементом.
Наводнения против Венеции
Кроме просадки грунтов, которая, правда, в последние пару десятилетий значительно замедлилась, опасность для Венеции представляют и наводнения, разрушающие многочисленные памятники архитектуры. Окружавшие город в глубокой древности болота, которые раньше выполняли роль своеобразных волнорезов, постепенно исчезли и оставили город один на один со стихией.Упоминание о первом крупном наводнении в Венеции датируется 17 октября 589 года и дошло до нас благодаря дьякону Павлу. Наводнения регулярно случались каждый год осенью, зимой и весной. Некоторые оказывались весьма серьезными: например, в 1240 году местные хроникеры написали, что вода на улицах поднялась значительно выше человеческого роста.
Регулярные наблюдения за уровнем воды стали вести с 1872 года, после того, как были установлены первые мареографы, приборы для измерения и непрерывной автоматической регистрации колебаний уровня воды. Самое сильное наводнение за 138 лет произошло 4 ноября 1966 года: вода в тот день поднялась на рекордные 194 см.
В XXI веке сильных наводнений в Венеции было четыре: в 2000 году вода поднималась на 144 см, а через два года - на 147 см. Еще два мощных наводнения произошли в самом конце прошлого года: 23 и 25 декабря уровень воды поднимался на 144 и 145 см соответственно.
Наблюдения ведут специалисты из Городского центра мониторинга и прогнозов наводнений при помощи сети гидрографических станций как в лагуне, так и в море. Накопленный за долгие годы наблюдений опыт позволяет предсказывать Aqua Alta («высокая вода»), как называют венецианцы наводнения, с высокой точностью обычно за 48 часов до прихода. Система предупреждения в Венеции была модернизирована 7 декабря 2007 года и опробована 24 марта 2008−го, когда вода поднялась на 110 см. Сначала внимание людей привлекает резкий свист, затем он, согласно специальной шкале, в зависимости от силы наводнения повторяется определенное количество раз.
Воды вновь расступятся.
А это про сам проект, собственно:
Проект «Моисей» - это 79 подвижных шлюзов из нержавеющей стали размером 20х30х5 м и весом 300 т, рассчитанных на сто лет эксплуатации. Их установят в стратегических местах, трех узких каналах, соединяющих Венецианскую лагуну с Адриатическим морем, - два ряда из 21 и 20 шлюзов в северной и южной конечностях острова Лидо, 20 плит - в Маламокко и 18 - в Кьоджо. Глубина лагуны в местах установки разная: от почти 15 м в Маламокко до 8,5 м в одном из каналов Лидо. Для прохода судов в лагуну на всех трех площадках сооружаются шлюзы.
В нормальном состоянии наполненные водой шлюзы будут лежать на железобетонных кессонах и укрепленном дне. При приближении наводнения с поднятием воды на 110 см и более в них будут закачивать воздух. Когда воздух вытеснит воду, шлюзы поднимутся, вращаясь вокруг оси крепления, и выйдут из воды, отгородив лагуну от моря. Для устойчивости они будут находиться не перпендикулярно воде, а под углом примерно 45 градусов, подъем шлюза в рабочее положение займет около 30 минут, а опускание - 15.
В зависимости от силы прилива и направления ветра шлюзы могут действовать по-разному. Вовсе не обязательно, например, при каждом наводнении полностью перекрывать все три канала; можно перекрывать канал частично, а не весь целиком. По состоянию на 1 марта 2010 года, утверждают представители подрядчика - Consorzio Venezia Nuova, концерна из 26 проектных и строительных компаний, объем работ выполнен уже на две трети.
Против Моисея
Много столетий всякий раз, когда приходила высокая вода, венецианцы терпеливо ждали ее ухода. Отношение резко изменилось после сильного наводнения в ноябре 1966 года. Причем не только на местном, но и на федеральном уровне. В Риме проблему наводнений в Венеции возвели в ранг приоритетных задач национального масштаба, что было закреплено законами в 1973−м и 1984 годах.
Всевозможные комиссии взялись разрабатывать планы спасения жемчужины Адриатики. Планов этих, как и планов спасения Пизанской башни, было великое множество, но все они по тем или иным причинам отвергались инженерами, учеными и чиновниками.
Идея проекта «Моисей» - перекрыть доступ морской воде в лагуну - витала в воздухе не одно десятилетие. От стационарных барьеров в пользу мобильных отказались довольно быстро по соображениям экологии. Площадь Венецианской лагуны - 530 кв. км. Кроме города в лагуне имеется 50 с лишним островков, а также десятки отмелей, где гнездятся тысячи морских птиц, не покидающих эти места даже зимой. Водно-болотные территории с их очень хрупкой экосистемой являются, кстати, самыми крупными в Средиземноморье. Стационарные барьеры могли нарушить это хрупкое равновесие.
Годом рождения «Моисея» формально считается 1989-й. Не все венецианцы и итальянцы с радостью встретили начало строительства. Противники, в основном представители экологических организаций и организаций по защите животных, боятся, что проект «Моисей» нанесет непоправимый вред Венецианской лагуне, оградив ее от моря. Дело в том, что приливная вода, уходя обратно в Адриатику, очищает воду в лагуне от вредных примесей.
Немало людей недовольны и высокой стоимостью проекта, смета которого оценивается в 4,272 млрд евро, но наверняка окажется значительно выше к окончанию строительства.
Скептики продолжают разрабатывать альтернативные проекты спасения Венеции. Одним из наиболее интересных и оригинальных является план геологов из Университета Падуи, предлагающих не бороться с наступающим морем, а воспользоваться им и с его помощью приподнять город. Для этого они предлагают закачивать под Венецию огромные объемы морской воды по 12 трубам 700−метровой длины. Вода, по их расчетам, заставит залегающий под городом песок расшириться и поднять Венецию за десять лет на 30 см. Закачка воды обойдется в 100 млн евро, то есть почти в 50 раз дешевле проекта «Моисей», но многие ученые опасаются, что эта операция может еще больше повредить и без того хрупкое основание Венеции.
В ноябре 2006 г. в очередной раз приостановленный было MOSE возобновили.Сооружение защитной системы идет уже семь лет и при условии нормального финансирования продлится еще два-три года. Проект «Моисей» является частью Генерального плана спасения Венеции, принятого министерством инфраструктуры и транспорта Италии еще в 1987 году. "