Средневековый боевик, Горец - марран и историческая несправедливость

Mar 01, 2010 19:56



Ну вот, не успела весна накатиться, а меня понесло мыслями в самые тяжкие глубины Средневековья. Угораздило накануне посмотреть в ночи «Страшный суд» с вечным нашим Горцем - Ламбертом. Дяденька стареет, но взгляд сохраняет ясным и проникновенным :) А еще там безымянный "простой венгерский"  ассасин с голубыми такими глазками, ммм.... :)))

Бог бы с ними, с Ламбертом, и наемным убийцей,  но содержание фильма - про события в тихом испанском провинциальном городишке во времена крепкой власти инквизиции. Год не обозначен - но  к тому времени Торквемада уже грешную землю покинул, а  дело его еще вполне процветает.

Собственно, сюжет: 

Сюжет крепко заморочен - местный шериф герой Ламберта сталкивается с необъяснимыми убийствами знати и удивительным безразличием родственников и окружения погибших. Складывается впечатление, что они сильно запуганы неведомыми силами. Над городом нависает мрачная тень местного же инквизитора, злодейству которого герои и приписал все преступления. Потом вырисовывается некий заговор - убийства совершаются согласно некоему списку, к которому в конечном итоге и приходит Горец. Семейная и личная жизнь героя проистекает между фанатично добродетельной, религиозной до мозжечка женой, вывезенной им из Голландии, и старой любовью - знатной дамой, муж которой убит в числе первых. По ходу расследования, которое нечистые силы старательно пытаются сорвать и запутать, поглотав пыль в книгохранилищах и разрыв длинным любознательным носом архивы, Ламберт приходит к выводу, что фамильное происхождение некоторых знатных трупов какое-то подозрительное - в одних генеалогических изысканиях их древа развесисты и плодовиты, восходя аж на пять веков в историю, а в других о них вообще не упоминается. Фамильные же портреты людей, написанные, якобы, столетия назад, все, как один, грешат свежей краской и написаны в манере а-ля «Никас Сафронов рисует нашу знать». Налицо какая-то подтасовка и фальшивка. Да и собственная матушка - благообразная старушка в белоснежном трауре и жестоком плоском испанском корсете, как-то подозрительно уходит от расспросов. В конечном итоге выясняется страшная истина - существует некий список фамилий, но он - двойной. В первом перечислены имена старых еврейских родов до гонений, в другом - параллельно старым переписаны их новые имена, данные им королем при принудительном крещении, и ставшие к настоящему времени именами современной высокородной испанской знати. С целью сокрыть происхождение и   обезопасить будущее семьи и были переписаны или написаны по новой некоторые генеалогические источники.

Речь идет о марранах - евреях, вынужденных принять христианство и отречься от собственной веры, с целью сохранения жизни в инквизиционных гонениях. Цель преступлений вполне шкурная: по списку шантажируют и убивают. Заканчивается все благополучным, но жестоким компромиссом: герой теряет упертую в чистоте христианской крови жену, узнает, что в его жилах течет та же двойная кровь и женится на старой овдовевшей любви, которая тоже оказывается его веры.

Да, фильм хоть и почти боевик, учитывая активный мордобой в стиле Джеки Чана, но все-таки основан на реальных исторических событиях, что весьма интересно. По сути речь идет о своего рода Холокосте Средневековья - знаменитых испанских гонениях на евреев, начавшихся аж в VI в. И продолжавшихся с периодическими возобновлениями вплоть до 15 века. Собственно, мирно и благополучно евреям в Испании жилось только во времена арабского владычества - арабский Халифат совершенно не трогал евреев, их веру и их золото, а напротив - привлекал их продвинутые умы к делам культуры, экономики и политики.    
Первый сокрушительный удар был нанесен в 14 веке:
( краткие исторические справки)

«После погромов 1391 года нарастающее давление католической церкви сломило испанских евреев. Во время погрома им предоставлялся выбор только между крещением и смертью. Однако после погромов официальная политика властей стала опираться на другую альтернативу - не пожелавшим креститься предоставлялась возможность покинуть страну. Тем не менее, количество выкрестов, среди которых оказались даже люди выдающиеся, главы местных общин, резко возросло. Далеко не все были готовы отказаться от жизни в богатстве и роскоши, к которой привыкли. Определенную роль сыграло и распространение среди многих состоятельных и образованных евреев рационалистической философии, оспаривавшей догматы слепой веры, которой придерживались люди простые, малообразованные.»

Со времен же Реконкисты, когда арабов стали вытеснять с Пиринеев, для евреев опять настали мрачные времена. Второй удар, добивший испанскую диаспору, случился в 15 веке:

«В «послепогромный» период испанское еврейство разделилось на две главные ветви. Одну составили евреи, ставящие во главу угла верность иудаизму, вторую - так называемые «новые христиане». К началу XV в века численность последних достигла 250 тысяч человек. Формально эти люди считались полноправными членами общества, но вели замкнутую жизнь, полную страха. Отрезанные от своих братьев-евреев, они не могли войти и в общество «старых христиан», которые их не принимали, ненавидели и следили за ними днем и ночью. Слежка проводилась с целью найти повод для обвинения в неверности новой религии и передачи в руки церкви.

Презрение к «новым христианам» выражалось также в придуманной для них кличке «маран», что в переводе с испанского означает «свинья». Известно, что мараны боялись общаться и друг с другом, опасаясь провокаторов, способных обвинить в приверженности к еврейскому прошлому. А для обвинения в тайном соблюдении иудейских традиций, не обязательно следовало донести, что маран, например, не ест свинину. Достаточно было заявить, что в субботний день труба его дома не дымилась... И если над евреями, сохранившими верность своей религии, тяготела лишь опасность изгнания, то мараны могли в любой момент оказаться на костре инквизиции, появившейся в Испании в 1480 году. Жертвами этого католического застенка, возглавляемого Торквемадой, стали около 30 тысяч маранов, а еще десятки тысяч были приговорены к страшным пыткам.

В 1492 году король Фердинанд издал указ об изгнании евреев из Испании. Им предоставили три месяца со дня подписания указа - за это время они были обязаны выплатить все свои долги христианам, затребовать же долги у христиан изгоняемым запрещалось. Запрещалось также брать с собой серебро, золото, другие ценности. Еще до наступления установленного королем срока изгнания, многие евреи были убиты и ограблены соседями. Другие, опасаясь расправы, бежали досрочно. Только в последний день Испанию покинули 300 тысяч евреев. Часть из них не имела денег на проезд, люди умирали в пути от голода и болезней, тонули в море, становились жертвами пиратов.»

По  фильму, события в нем разворачиваются в 16-м веке, то есть когда обе волны изгнания уже позади, но евреи, принявшие христианство и не пожелавшие оставить страну, которая стала им родиной, все еще находятся под угрозой разоблачения и уничтожения.

Согласно данным, вот не буду врать, каких научных исследований - не помню, до сих пор у 20% населения современной Испании прослеживаются еврейские корни. Так что можно сказать, что не все сефарды покинули свою страну. И я считаю это совершенно естественным и справедливым.

(Сефарды - «Еврейское общество делится на ашкеназов и сефардов. Такое деление может показаться странным, потому что Ашкеназ - еврейское наименование Германии, а Сфарад - Испании. Однако на практике большинство евреев, происходящих из европейских семей, считаются ашкеназами, а из семей, связанных с Испанией или арабскими странами, - сефардами».

То есть изначально сефардами назывались евреи-изгнанники с Пиренейского полуострова -  Испании и Португалии, но так как после гонений они расселились преимущественно :
«на юге и юго-востоке; в странах Северной Африки, на востое; Палестине, Малой Азия, Балканском полуострове, Апеннинском полуострове, на северо-востоке; Юге Франции, на севере; Англии, Нидерландах, на западе; отплыли с Колумбом в Америку»,
то позднее и в настоящее время сефардами называют в основном евреев - выходцев из арабских стран Ближнего Востока и Северной Африки. )

Кстати, с детства помню роман  "Прекрасная Маргарет" - как раз на эту тему, разумеется, в карамельно-сказочном исполнении и с описанием всяческих замечательных деталей в виде золотой сетки с крупными жемчужинами на прекрасных каштановых локонах прекрасной Маргарет. Девичьему сердцу было не устоять перед тамошними приключениями  :)))

Previous post Next post
Up