«Сказки о Скорой помощи», или фельдшер по прозвищу Холера в стране ОЗ.

Sep 14, 2010 18:06



Медицина - удивительная наука. Пожалуй, самая удивительная из всех. И удивительна она тем, что  в равной степени меняет и окружающей нас мир,  и тех, кто медициной занимается. Нет другой профессии, которая требовала от своих представителей столь энциклопедичного образования. Ведь здесь нужны знания естественных и точных наук, а как велика гуманитарная составляющая нашей профессии! И писать  о мире медицины - чрезвычайно сложно. Обратите внимание  -  как много вышло из врачебного сословия выдающихся литературных деятелей, а многие ли из них писали собственно - о медицине?!

И, вполне естественно, что, читая написанное о своей профессии, относишься к произведению с особым вниманием.

В нашей специальности «Скорая помощь» - все похоже у всех. Проблемы службы везде одинаковы, с небольшими вариациями места и времени. Теперь, после тридцати лет работы в этой специальности, я могу сказать об этом  с правом участника событий. Наши скоропомощные проблемы  кочуют по временам и весям нашей необъятной родины. Но, как здорово недавно на одном из форумов написал Олег Врайтов - мы все едины. И это  значит, что все мы  - при всей разности характеров, образования,  возраста, пола, места жительства  - вполне можем понять друг друга.

Вышло так, что за последний месяц я прочла два опуса, посвященные нашей профессии. И один из них  - «Смена» Олега Врайтова, а второй - «Сказки о Скорой, или 03» Татьяны Летицкой.

«Смена» - очень порадовала. Это честная, добрая, искренняя проза, несмотря на жесткость стиля, вполне, впрочем, уместную в данном случае. С первых страниц, когда герой дает отповедь наглому водителю и объясняет молодой коллеге, что именно она - глава бригады, внушая ей и силу, и гордость профессией, и уверенность в себе. И особая благодарность автору за образ его «нелюбимого» доктора. Это просто до слез достоверно. Вот именно так - со злостью и до слез мы любим наших пациентов даже после нескольких десятилетий работы. И все  - так похоже! Даже случай с радио приветом от пациентов на дежурстве -  имел место в моей жизни.

И еще -  я бы сказала, что это очень мужская проза. В лучшем смысле, когда под именем - мужчина - стоит понятие - «Защита».

Совсем другое впечатление производят «Сказки…». С первых же страниц - начинаю спотыкаться и отторгать описанное, как чужеродное.

На сайте «Фельдшер.ру» целая тема посвящена вопросу плагиата в «Сказках о Скорой». Я не стала вдаваться в подробности и анализировать тексты с этой точки зрения. Мне показалось, что дело гораздо серьезнее, чем просто плагиат.

Постараюсь объяснить, как я вижу проблему.

Стоит начать с того, что вначале было Слово?

И о силе любого слова?

И о том, что литература - не только развлекает, но и учит?

Как там у Жюль Верна - «Развлекая обучать»! Ведь, как известно: «Сказка ложь, да в ней намек - добрым молодцам урок»!

И стоит разобраться, на что намекают и чему же учат эти сказки.

Часть первая.

Если по порядку, то вначале - с  точки зрения качества оказания медицинской помощи, описываемой Татьяной Летицкой. Потому что главным оружием в нашей специальности всегда был высокий профессионализм.

1. Скорая медицинская помощь никогда не работала «по понятиям», а работала по отраслевым приказам. И раз действие «Сказок» относится к середине 80-х годов, то работала она по Приказу МЗ СССР № 1490 от 24.12.1984 года, который признавал утратившими силу Приказы № 570 от 23.12.1961 и № 10 от 8.01.1962 года.

В чем дело?

А дело в перечне оснащения выездной бригады скорой и неотложной медицинской помощи (приложение № 9 к приказу № 1490). Этот перечень не предполагал наличия изделий медицинского назначения, которые могли бы обеспечить героине «Сказок» многократное и настойчивое шитье ран. Не шьют их ни в машине СМП, ни на месте происшествия, ни в квартирах больных. Особенно  не шьют, если из раны предварительно жареную картошку выковыривают (стр.30). Единственно, где подобная манипуляция в 80-е годы осуществлялась на догоспитальном этапе - это травматологические пункты, имевшие в своем составе перевязочную или малую операционную с соответствующим режимом для  манипуляций первичной хирургической обработки ран. А обработка ран на этапе бригады Скорой включала остановку кровотечения, обезболивание, повязку и иммобилизацию. Однако, автор  шьет везде и всюду, и даже без предварительного обезболивания.

Если же предположить, что  в 80-х годах общепрофильные бригады были оснащены по перечню Приказа № 10 от 8.01.1962 года и имели иглы стерильные хирургические и шелк,  а автор шитьем на месте происшествия занимался, то автор явно что-то путает, или это было не в советском городе Тверь, или не в 80-х,  или город Тверь есть на Марсе и «Сказки» относятся к космической фантастике, или одноименный город расположен на далекой стране ОЗ и у них там свои стандарты терапии,  или вообще этого не было.

2. Никогда оснащение бригад Скорой медицинской помощи России не предполагало наличия набора сывороток для определения группы крови. И не предполагало потому, что ни о каком использовании цельной крови или препаратов крови на этапе выездной бригады речи быть не могло. (Хранение? Асептика? Осложнения? И т.д.) А уж о прямом переливании крови в машине - и подавно…см.стр 180. Или они переливали без проверки совместимости крови?  Просто уголовщина. Конечно, если произведение названо сказками, то только поправка на сказочность жанра и может простить автора в данном случае. Хотя с другой стороны, автор претендует на достоверность происходящего.

3. Никакие «стропы типа парашютных, называемые вязами» (стр 167) не лежат в кармане «каждого работника Скорой». Разве это только не работник специализированной психиатрической бригады. В общепрофильной бригаде  - никаких вязов для связывания больных не предусмотрено. И бить по голове чугунной сковородой или в зубы больному тоже никто не станет. Или это будет последняя манипуляция, выполненная участником в качестве работника Скорой. Но на стр. 64  доктор Витя «яростно избивает мужчину»!

Что касается психбольных, то возможны варианты. На нашей станции, например, в 80-е функции психбригады выполнял старший врач смены, которого общепрофильная при необходимости вызывала «на себя», а если больной был буйный, то и милицию вызывали.

Однако, вязать всех подряд, это как-то неэтично и даже непрофессионально с любой точки зрения. Можно объяснить данные методы общения с больными тем, что автор бывший работник милиции, но, может она потому и бывший, что и там оказалось не ко двору ее явное самолюбование процессом связывания ЧЕЛОВЕКА с помощью особо хитрого узла (с.34-36 «Боевое крещение бригады»).

4. Для чего госпитализировать  из дома больного с купированным  не осложненным гипертоническим кризом? ( стр.51)

5. О внутривенных инфузиях. Почему-то в первой половине книги флаконы кладутся на кровать. Потом, видимо автор познакомилась с физикой сообщающихся сосудов, их стали держать повыше.

Очень интересен метод лечения шока и кровопотери. А интересен  тем, что адреналин течет рекой в пустое кровеносное русло - стр 129-130. О том, что надо вначале объем циркулирующей крови восполнить, а потом адреномиметики добавлять - автор не знает. И его доктор - тоже.

6. Лечится открытый перелом какой-то из костей нижней конечности.

Стр. 101. «Затянуть жгут, остановить кровотечение…обрабатываю рану… Забинтовать, наложить шину…», затем шьет рану на голове, и только после погрузки в машину - доктор достает из кармана коробку с наркотиками.

И после этого докторВитя спрашивает: «Как себя чувствуешь?» Нет, Вы ошиблись, он не больного спрашивает, а фельдшера. И действительно, что спрашивать больного, ведь, скорее всего, после таких манипуляций он  давно уже в шоке от боли и укол  промедола - несколько запоздал. Новокаин, сделанный при шитье - не в счет: там же кость «торчит» из раны!

7. Имея опыт оказания помощи во время ликвидации последствий террористических актов, в том числе - взрывов электропоездов, сообщаю читателям «Сказок», что автора никто бы во время крушения поезда в вагон не пустил, и между полками лазать тоже не позволил бы. Потому как  задачи Скорой  в данной ситуации сортировка пострадавших и оказание помощи на границе очага поражения.

Хотя, возможно перед автором стояла иная задача - описать, как неправильно была организована помощь, а она, такая особенная уходила за умирающим на ледяную границу тьмы и смерти и боролась с этой смертью убеждая ее -  не забирать умирающих. При этом  занимаясь шитьем и иммобилизацией без обезболивания. Конечно, если с профессиональными знаниями туго (см.выше), то автор и обращается к некоей мистической силе и сражается с ней где-то «на границе». Хотя в этом уже никакой правды жизни нет, а остаются одни суеверия, которые всякому, имеющему естественнонаучное образование медику - просто смешны.

Данная особенность - умение уходить «на границу и держать» больного, просто переводит героиню «Сказок» в разряд пациентов психиатрической бригады. Потому, как если таким образом «держать», и таким образом «лечить», то кому нужны такие специалисты? Мы на Скорой  - лечим по канонам медицинской НАУКИ. А дурака с потусторонними силами валять - это в компетенции Чумака, Кашпировского и прочих шарлатанов.

8. Великолепная одиннадцатая страница! «Средство громкого оповещения работников скорой помощи о предстоящей работе» называется селектором, а никак не «матюгальником». (с.11)

И на той же стр.11 - гонка ночью под дождем, «город пустынен» - не сопровождается диким воем сирены. Иначе большинство тех, кто этим диким воем в ночи будет разбужен, увеличат обращаемость за скорой помощью в ночные часы.

И опять же на  стр.11 - в машину без осмотра берется  «женщина» с кровотечением, которая потом  в роддоме оказывается мужчиной с кровотечением из носа. А вот женщине с кровотечением  давление  измерить, и в лицо ей глянуть - на предмет бледности кожных покровов - разве не принято? Так, на всякий случай? Вдруг там геморрагический шок начинается? И, может, инфузионная терапия нужна женщине? Или может это вообще не женщина?

И заодно на стр 61 «просто покатаемся по городу»… совершенно верно -«мигалка,сирена, и ветер, бьющий прямо в лицо». И катались они ночью часа два. Очень живо и романтично. Интересно, куда бензин списали? Или кто за них в это время работал?

9. Организация работы оперативного отдела. Это что же за специализация у бригады? Любители экзотики? Вот так им вызовы выбирают? Поэкзотичней? Ерунда полная. Пользуются испокон веков неписаными, а потом и писаными алгоритмами. Не глядя на индивидуальные особенности и пристрастия членов бригад. Иначе это уже не скорая помощь, а  странное формирование, напоминающее банду. Особенно настораживает упоминание  об узком круге, в который чужих не допускают.

10. Противоожоговая жидкость. Никакие 27 компонентов в нее  не входили. А входили спирт, новокаин и фурацилин.  Вот из-за спирта в ее составе и была строгая отчетность.

11. Спасение утопающего - стр.230. Тут описано совершенно неправильное реанимационное пособие: «раз-два-три - вдох». Вообще-то, правильно 5:1, или 15:2 - в зависимости от количества участников. Современные стандарты  - 30:2. Но 3:1 - это совершенно неэффективно! И на этой же странице: «Когда сломано три ребра, считается, что реанимация проведена на высшем уровне». Где и кем считается? Отдельно взятым безграмотным фельдшером в отдельно взятой бригаде под руководством безграмотного доктора? Переломы ребер при непрямом массаже сердца - опасны возможными повреждениями органов грудной клетки и всегда и везде считаются ошибкой.

12. Стр 401 «Какой дурак полезет производить гинекологический осмотр на месте…» Это доктора Вити слова. И верно - никакой дурак не полезет, а умный тем более. А если кто пишет, что полез, значит врет. Нет в скоропомощной сумке инструментов для того осмотра. Или автор не знает, что они нужны? Тогда, возможно, автор и не женщина.

Кстати, о ВМС ( внутриматочная спираль). По статистике  в 2-3 случаях из 100  при этом методе контрацепции возможна беременность. В 5-20% - возможно самопроизвольное изгнание и удаление спирали  из матки. Так  что возможно фельдшер  по прозвищу Холера напрасно винит врачей родильного дома. Хотя, может ей просто нравится винить врачей…

13. Стр.285. Капля металла попала в глаз. Каплю смыли новокаином, а потом доктор Витя берет скальпель и иссекает «вареные куски мяса и кожи». Еще одну каплю вытащили пинцетом.  А потом вводит промедол из заветной коробочки. Без слов?  И невдомек читателю, что с такими травмами глаза скальпель работает только в офтальмологическом отделении. Но мне очень интересно -  за все это нестандартное живодерство в машине Скорой помощи больной подал в суд, или нет?  И, кстати, может на случай металлического инородного тела глаза у всякого работника Скорой в кармане вместе с «вязами» лежит магнит? Такой был бы удачный  сюжетный ход?!

И еще - об адреналине.

Если смысл работы для Вас в адреналине - то наша  работа не для Вас. (стр.55, 67)

Стр. 100 - просто какая-то тоска от адреналиновой абстиненции.

И «кофеинчику по вене» (стр.186) после стрессовой ситуации медработнику в рабочее время вводить -  очень странно и нежизненно. Да и по кафешкам  прямо на Скорой (с.394) в рабочее время  шататься - тоже как-то странно выглядит. Не бывает.

И поцелуев между шитьем и мордобоем прямо на вызове в окровавленных халатах - не верю, не бывает. Не до поцелуев там, где есть боль, раны и кровь. Совершенно.

Часть вторая. С точки зрения медицинской этики.

1. Доктора.

Один из главных героев - доктор Витя. Что же мы о нем узнаем? «Двухметровый рост, широкие плечи, буйные черные кудри…Просто женская мечта». Вероятно,  автор всех женщин опросила о содержании их «мечты»?  Уверяю, что опрос был не полным. «Мечта», кстати, имеет семью.  И подробности  его удивительной власти над женским полом кочуют из главы в главу. Но присмотримся  лучше к этой женской мечте. Вопросы его отношений с фельдшером по прозвищу Холера, я опускаю. Их кстати достаточно подробно обсуждают на сайтах православной тематики -  являются ли эти отношения блудом или нет.

Меня интересует совсем иное. Профессионализм доктора Вити. А вот тут - начинаются проблемы. Если все вышеизложенное происходит во врачебно-фельдшерской бригаде, то за все это - шитье, переливания, мордобой (стр 64) - отвечает доктор, как руководитель бригады. Это - его знания. Но доктор даже свечку младенцу поставить не может. Более того, диагнозы в некоторых случаях ставит - фельдшер. Да и не смотрит он больных: «Вить, послушал бы ты его» (стр406).

Особенно здорово читается следующее: «Сульфокамфокаин - заявил он, послушав сердце». Перед этим были обычные дибазол, папаверин, магнезия. Нечего сказать - «Профессионал»!

В свете вышеизложенных 13 пунктов - о профессионализмпе доктора Вити говорить не стоит. Что касается его моральных качеств, то, судя по всему, доктор Витя относится к отряду пофигистов. Больные ему просто безразличны, в процессе лечения он участвует мало, разве что вяжет их умело. Коллеги? Конечно, сложно работать в бригаде,  члены которой терпеть друг друга не могут. Но в бригаде, члены которой связаны некоторыми неформальными отношениями - еще сложнее. Заметьте -  на протяжении всей книги многократно доктор и фельдшер решают - будут они вместе работать, или что другое делать. Но ведь в рабочее время на Скорой надо решать совсем другие вопросы. К тому же автор совершенно неправомерно обобщает на ВСЕХ работников Скорой правила их милого мирка - где все построено на флирте, юморе «ниже пояса», звездном образе главной героини и недопущении в этот уютный мирок чужаков.

Доктор Ф. в главе «Стерва».

Не стерва, а просто провокатор и доносчик эта Холера. Причем весьма непрофессиональный. Или профессиональный? Но с точки зрения другой профессии - не медицинской. Вон как умело улику с записанным рецептом смастерила! Согласна, пять кубиков димедрола и два дибазола в вену - не лучший способ купирования подъема артериального давления.

НО! Улика -  не улика!

Не убивает пять кубиков димедрола «здорового крепкого мужчину». Потому, что пять кубиков 1% димедрола это его максимальная доза для однократного введения (см. М.Д.Машковский «Лекарственные средства»). А суточная максимальная - 15,0.

Так что зря уволили доктора. Абсолютно зря.

И про то, что доктор ушла с вызова - не верю. Доктор отвечает за больного. Стало быть, если нерадивый фельдшер отказалась сделать инъекцию, то эту инъекцию доктор сделает сам, а с вызова вылетит как раз - фельдшер, да и с работы - тоже.

Доктор Леночка.

Шельмуется молодой специалист с первых же страниц. А причина шельмования - на стр 214: просто ревность. Леночка смеет пытаться обратить на себя внимание доктора Вити! И поэтому автор утверждает, что она крови боится. Вряд ли! А если и боится, но продолжает работать на Скорой, то это говорит только о воле и мужестве этой Леночки.

А по поводу бесстыдства героини устраивать истерики прямо среди умирающих - Леночка права на все сто!

Недоучка Ю. Как-то странно получается: когда Рыжая Холера закладывает своего доктора - это хорошо, а когда Ю. бегает к начальству - плохо. А кто знает, о чем он с начальством разговаривает, кроме начальства? Может он там за права трудящихся дружного рабочего коллектива  радеет? Если человек пьет чай из личного термоса - разве это говорит о пакостном характере? Вдруг он из термоса травяной антиязвенный чай пьет, а рекламировать свои недуги в коллективе - не хочет, потому, что скромен?

Настенька, которая стала отличным гинекологом.

Я видела разные часы с маятниками. И там, где пройдет вязальная спица, дрын от маятника с крючком - вряд ли пролез бы. Можно, конечно, и топор меж ног бедной девочки было примостить, и трубку от пылесоса. Лишь бы покровавей описать невозможное  (по анатомическим причинам) детоубийство. А дальше автор навязывает нам итог - детоубийца стала очень хорошим  гинекологом! Что же удивительного: они же все убийцы!

Я, конечно, против легкомысленного отношения к деторождению. И роды однажды в общественном туалете - принимала: когда мамаша из религиозных соображений аборт делать не стала, о противозачаточных средствах слышать не хотела (грех), а ребенка вполне могла головой в выгребную яму отправить, не помешай ей Скорая помощь.

Но ведь существуют аборты и по медицинским показаниям, увы!

И глава про Настеньку явно вставлена совсем не из-за заботы о демографии. А опять же - поглядите, кто врачами работает! Покопайтесь в их прошлом! И как она смеет идти, взявшись за руки с любимым человеком?! Отнюдь не жалость стремится вызвать автор, Презрение и осуждение читается с самого начала -  с уменьшительной формы имени. Обратите внимание -  в «Сказках» персонажи, представляемые как отрицательные и презираемые, носят уменьшительные формы имен.

2. Святая вода. Вот кажется мне, что глава «Невероятная встреча», как и глава о вреде абортов вставлены в произведение позже и выглядят несколько инородно. Даже по стилю, хотя сюсюканья, столь характерного для всего произведения Летицкой и  в этих главах - хватает.

Попробуем разобраться с мистикой.

Неоднократно в книге описывается процесс реанимации. Почему-то работнику "Скорой" нужно добиться, чтобы пострадавший открыл глаза, и поймать его взгляд. Хотя, всем известно, что эффективность реанимации оценивается по иным признакам (пульсовой толчок на сонной артерии во время качания непрямого массажа сердца и движение грудной клетки и дыхательные шумы в легких во время искусственного вдоха - для тех, кто забыл), а успешность реанимации определяется вовсе не пойманным взглядом - а появлением собственного кровообращения и дыхания больного, а до взгляда тут может быть еще очень далеко. Но дело даже не в этой детали. А в том ОНО, которое  всегда рядом с умирающим в книге Летицкой. И чтобы умирающему помочь надо нырнуть ТУДА за ним, причем сделать «профессионально», иначе и тебя засосет.

Интересно, что бы об этом сказали Сафар, Неговский и Зильбер? «А кто это?» -  спросит доктор Витя, поучающий Таню после ее первого опыта: «...Никогда не уходи так далеко, Легкое касание и назад, не ты за ним ныряй, а его за собой тяни». В другой раз он ее хвалит: «У тебя хорошо получилось. Я бы его не удержал. - Не ври! - отвечает Таня. - Это ты всех держал. Я, как... цветок в проруби, между вами болталась. Нас трое было там! - Почувствовала? - Увидела. - Вот, теперь и ты научилась». И, наконец, самое показательное описание - как доктор ныряет за пострадавшим («-Витя, вернись! - он уже не слышит, его засасывает, они уже отделены пеленой»), и Таня «вытаскивает» их обоих: «Страшно, ох как страшно сорваться туда. До дрожи, до столбняка, весь организм бунтует, пытаясь сопротивляться, ведь я еще никогда не уходила без поддержки мудрого и сильного защитника».

Потом появляются и пелена и занавес, а читатель несколько просвещенный в вопросах реанимации начинает задумываться - уж не «Гарри Поттер» называется сей опус, не загадочную ли арку в потусторонний мир из четвертой книги описывает автор?

Можно анализировать ( http://www.religare.ru/ ) - какова расстановка духовных сил в области за занавесом, куда попадает героиня, но мне совсем не хочется этим заниматься и христианская составляющая автора меня совершено не волнует.

Хотя я согласна с вышеуказанным автором рецензии, что Летицкая в своих описаниях ориентировалась не на оккультную литературу как таковую, а на наработки массовой культуры вроде произведений Стивена Кинга или голливудских фильмов соответствующей тематики.

4. Больные. Как к ним относится фельдшер по прозвищу Холера? Никак в лучшем случае. Но даже читаемое между строк презрение - ничто по сравнению с шитьем без обезболивания и бесконечным вязанием несчастных. Сковородой по голове и «яростно избивать» - это тоже характеризует ее отношение.

5. Каждый на Скорой знает, что такое суточное дежурство, что такое из суток - в ночь и изо дня в сутки. И какие на это уходят силы тоже всем известно. Поэтому, никто во время дежурства не станет эти силы расходовать на игру в теннис с подтанцовкой под музыку. Поэтому так популярны у нас нарды, шахматы и кроссворды.

И я не говорю уже о том, что на просторах нашей необъятной родины очень малое место отводится станциям и подстанциям Скорой помощи. Последние -  весьма редко располагаются в типовых помещениях. Чаще - в приспособленных.  И скорее там найдут место для лишней кушетки, чем для теннисного стола. А если речь идет о дворе, то во дворе подстанции ни теннисный стол, ни танцплощадка - не предусмотрены. Тут хоть бы машины разместить без ущерба!

Выводы.

Конечно, «Сказки» не руководство по первой медицинской помощи и не пособие для фельдшеров. Но если вы пишете о профессиональной среде, то не стоит допускать столь грубых ошибок. От этого теряется достоверность произведения.

Хотя, возможно, в данном случае достоверность никому и не нужна.

И тогда все становится просто!

В «Сказках» лечат на Скорой  - непрофессионально, неграмотно. И это очень дискредитирует службу Скорой помощи - в первый раз.

Летицкая объясняет: "...Если вы в кино или в книжке читали, что врачи в перерывах между спасениями людей сидят и рассуждают, как найти лекарство от рака и спасти всех страждущих, то сегодняшняя сказка не для вас. Нет более циничных людей, чем медики, нет шуток и разговоров "ниже пояса" более пошлых, чем среди небольшого коллектива людей, знакомых с физиологией и анатомией человека и при этом вынужденных сутками общаться между собой в течение многих лет".

И этим дискредитирует нашу профессию   во  второй раз!

Уверяю вас, есть о чем поговорить среди «небольшого коллектива людей, знакомых с физиологией и анатомией человека и при этом вынужденных сутками общаться между собой в течение многих лет». Эти люди, кроме анатомии и физиологии очень много другого знают  о жизни,  о людях,  о садоводстве, о воспитании детей,  о политике,  об искусстве,  о кулинарии,  о своей профессии. И говорят - обо всем. Если есть время и силы, конечно! И кости моют начальству - как же без этого! Но зачем же ограничивать умственные способности тех, кого совершенно не знаете?

Крепкое словечко в нашей среде не считается преступлением? В Вашей может и не считается. Но это не Наша среда. В нашей - даже если водители себе что-то в этом роде позволят в гараже, то не дай бог - при медиках! А если при медике-женщине, то просто - позор. И всегда - извинятся. Знаете почему? Видимо уважают еще врачей и фельдшеров в Нашей среде на Нашей Скорой.

В третий, неоднократно повторенный раз, дискредитируют Скорую  «Сказки» - когда выставляют врачей безмозговыми идиотами или аморальными типами ( проще сказать - кобелями), которые могут целоваться со своими пассиями, не уходя с вызова - в крови и мордобое, и которые могут этим мордобоем на вызове заниматься. Для чего такое шельмование врачебного сословия? Чтобы доказать, что врачи на Скорой - лишние, ненужные, вредные для больных  люди

Вставленные главы о вреде абортов и о святой воде - явно выдают заказчика. Кому это выгодно? Конечно церкви. Церкви, считающей болезни и несчастья - карой за грехи наши. А далее - не в людской власти лечить и оживлять. Стало быть, не нужны ни врачи, ни Скорая помощь.

Судя по Сказкам - мы безграмотны, циничны и аморальны. Именно такие, какими нас описывают в жалобах или в скандальных телепередачах.

А разве может быть иначе? Ведь в данном случае мы имеем дело с типичным примером массовой литературы, особенность которой в том, что оперирует она - штампами вместо фактов или художественных образов. Очень заманчива перспектива создания романа в духе  Марининой и К° для бывшего «детектива» Летицкой? Почему бы и нет? Опыт общения со Скорой у нее видимо был - как часто, коллеги, мы контактируем с милицией? Затем - все просто: заглянуть на медицинские сайты, переработать истории, выкладываемые там, добавить чернухи и кровищи, немного мистики, любви, насовать ходячих штампов о работниках Скорой. Чего-то не хватает? Описания профессиональной работы? Заглянуть в справочник? Зачем! Пишем по понятиям: шьем и вяжем, иногда вводим промедол из заветной коробочки. И «высокохудожественное» произведение готово! Ведь и читатель найдется - с какой радостью он проглотит это чтиво, подтверждающее его мнение о нас -  безграмотных, циничных и аморальных! Ведь именно этого он и ждал!

А жаль.

Жаль тех деревьев, из которых сделана бумага, потраченная на печать «Сказок».

Жаль тех, кто составит свое представление о нас по эти штампам.

Жаль автора, потому что, написав все это, он совершил некрасивый поступок и его произведение принесет больше вреда, чем пользы.

сказки о скорой помощи

Previous post Next post
Up