На фото участники Кабардино-Балкарской областной конференции крестьянок. Нальчик, 1923 г. Сейчас в этом здании располагается медицинский факультет Кабардино-Балкарского государственного университета. Фото часть проекта Нальчик. На стыке времён
На здании несколько мемориальных досок, из которых можно узнать, но в 1918 году здесь проходил съезд, провозгласивший в Нальчикском округе советскую власть; в 1921 году был съезд, известивший о создании Кабардинской автономной области, в 1924 году тут был создан Ленинский учебный городок. В 1913 году оно было возведено для реального училища. По тем временам это был впечатляющий проект: красный кирпич, роскошный парадный вход, широкая лестница, стеклянный потолок в студии живописи на верхнем этаже, нарядная открытая веранда на втором этаже, лепные украшения на фасаде. По периметру шла ограда из фигурных чугунных решеток, укрепленных на красных кирпичных столбах, гармонировавших со зданием. Сейчас все перестроено внутри, а веранда заложена кирпичом... С 1936 года здесь располагался Дворец пионеров. Во время Великой Отечественной войны здание горело - остался только обугленный остов. После войны его восстановили и в 1957 году передали университету.
[читать отрывок]В конце 20-х гг. журнал «Революция и горец» публиковал материалы III краевого съезда горянок, в которых констатировалось, что «широкие массы горянок еще не знают о том, что конституция предоставляет ей полную возможность участвовать в управлении страной, признает общность имущества, добытого во время совместной жизни, не знают о праве получения алиментов и т.д. Кулаки и муллы используют неграмотность и отсталость трудящихся горцев и горянок для того чтобы держать ее под влиянием религии и старых обычаев. Поэтому до сих пор трудящиеся массы горцев и горянок не ведут необходимой борьбы с калымом, многоженством, похищением женщин и другими обычаями…Съезд признал необходимым широко распространять юридические знания среди горянок и приблизить суд и прокуратуру к широким массам горянок»
Для «привлечения работниц и крестьянок к партийной и советской работе и воспитание в них активных борцов за идеалы своего класса» при окружном и областных комитетах партии в 1922 году были созданы отделы работниц и крестьянок. Формы этой организации должны были составить «связующее звено, соединяющее партию с широкими массами беспартийных работниц и крестьянок». Одной из форм организации женского движения под идеологическим партийным контролем в первые годы Советской власти стали постоянно действующие делегатские собрания, избиравшие одну делегатку от 10-15 женщин на полгода - год. «Делегаткам на первых собраниях повязывали красные косынки как символ революции… В первом Клубе горянок, организованном в Нальчике на Кабардинской улице, их обучали грамоте, шитью и кройке, рукоделию, домоводству, воспитанию детей. И по окончании курса учебы направляли их в селения как организаторов клубов горянок на селе». Работа этих делегатских собраний заключалась не только чтении лекций по сельскому хозяйству, а также в обсуждении проблем семьи, брака и воспитания детей, пропаганде санитарно-гигиенических норм, но основной целью их деятельности было изучение политграмоты, разъяснение партийных документов и законодательных актов Советской власти,.
С 1918 по 1929 год при партийных комитетах и Советах были организованы женотделы. Основной их задачей было распространение партийного влияния на женщин через различные формы политико-воспитательной работы. В июне 1921 года в Кабарде была созвана окружная конференция женщин, которая не приняла никаких значимых решений, значение имел скорее сам факт созыва женщин для вовлечения их в общественную жизнь области. Женщина-горянка оказалась психологически не готова к активному участию в социальных преобразованиях. Консерватизм принятых в адыгском обществе традиционных стереотипов по распределению гендерных ролей ограничивал деятельность женщины стенами ее дома. В начале 20-х годов некоторое оживление социальной активности женщин-кабардинок наблюдалось только в трех округах области: Мало-Кабардинском, Урванском и Нальчикском.
Традиционные гендерные отношения, обусловленные традицией и канонами ислама, требовали соблюдения определенной половой сегрегации. Этим объясняются специфические примечания в воззвании к женщинам-горянкам, приглашающем принять участие в работе окружной конференции женщин: «Делегаткам, прибывшим на конференцию в Нальчик, будет отведено особое помещение, предоставлен стол и проч. с соблюдением всех бытовых и религиозных обычаев». Принципы раздельного обучения до конца 20-х гг. применялись для ликвидации неграмотности, ставшей к тому времени специфически женской проблемой. Для женских ликпунктов отводились отдельные помещения и применялись индивидуальные формы обучения на дому.
Появление женщин в публичных местах, их участие в общественно-политической жизни расценивалось старшим поколением и духовенством как нарушение народных обычаев. Против женщин-активисток создавалось общественное мнение как о безнравственных. И сельские парторганизации проявляли особую сдержанность и пассивность в отношении признания прав женщин на публичную деятельность. Неприятие традиционным сознанием новых установок на равноправие полов принимало своеобразную форму не активного сопротивления, а контролирования усилий партийных органов в этом направлении местными сельскими авторитетами.
Проблемы, связанные с социалистическим преобразованием женского статуса у адыгов, очевидно лежали не столько в области общественных (классовых) отношений, сколько в сфере социальной психологии. В справке отдела работниц и горянок Кабардино-Балкарского областного комитета партии в 1922 году отмечалось: «Сами коммунисты считают предосудительным участие своих жен в общих собраниях и сходках - поэтому и не идет к нам женщина средних лет. Женская молодежь, хотя и тянется за комсомолом, но, зачастую боясь насмешки того же коммуниста, от нашего влияния уходит. Но если коммунисты от работы среди женщин всячески отнекиваются, то ею не брезгует мулла. В Терекском, в Кизляре муллы через своих жен, являющихся очень неплохими агитпропами, проводят колоссальную работу и обрабатывают женскую массу так, как это им нужно». Как видно, сначала надо было самим коммунистам поверить в то, что традиционные взгляды на общественное положение горянки устарели и не содержат в себе прежнего духа уважительного отношения к женщине. Понимание того, что в новых исторических условиях ограничение женской деятельности домашним хозяйством, обеспечивало ей не безопасность, а принижение статуса, требовало ломки сознания. Открытие для женщины публичного пространства предполагало в перспективе перераспределение властных отношений между полами. Здесь требовалась не только классовая сознательность, но и преодоление гендерных стереотипов. Эта сложная внутренняя работа по изменению сознания коснулась в первую очередь мужской ментальности.
Фонтан на центральной аллее Атажукинского парка, фото 1958 года. Любимый поколениями нальчан за каменных рыбок внутри фонтана уже несколько лет не функционирует, руководство парка сообщало, что водопроводная система требует капитальной реконструкции, а самих рыб уже давно нет. В прошлом году его оградили защитной сеткой, видимо, для безопасности маленьких детей, которых привлекает яркая синяя краска сооружения. Помню, что когда там была вода, многие бросали монетки на счастье, а подростки ныряли за ними, в особо жаркие дни и вовсе устраивали освежающие водные процедуры. По информации группы инициативных граждан Республика - общее дело в этом году планируется реконструкция фонтана. Интересно, вернут ли знаменитые изваяния рыб.
Другой фонтан в парке, на этот раз у главного входа в парк на улице Лермонтова.
Фото 1938 года. Ныне этого фонтана нет, где-то читала, что демонтировали его за то, что скрадывал перспективу главной аллеи. Жаль нынешние градостроители мало заботятся о восприятии пространства, сооружая чуть поодаль от этого фонтана несуразно огромные цветочные часы, визуально ломающих общую панораму от входа.
И еще одно фото на водную тему
Курортный бассейн в Долинске в 1955 году. Пока это место остается одним из свидетельств упадка некогда известнейшей всесоюзной здравницы. Но судя по скорости застройки курортной зоны, пустовать ему недолго осталось.
Посмотреть на бассейн с высоты канатной вышки можно на панораме, дождитесь загрузки и управляйте поворотом изображения кнопками мыши или стрелками на клавиатуре. [Смотреть панораму]
А это фото снято в центре Нальчика в 1965 году.
На нем изображен известный в будущем певец Юрий Шевчук с матерью Фанией Акрамовной и младшей сестрой Наташей. В детстве Юра вместе с родителями (отец был военным) постоянно переезжал из одного конца страны в другой. Певец вспоминает: в этот период ему впервые пришлось драться за свои убеждения. Он вступил в неравный бой со старшеклассниками, которые в упор расстреливали из духового ружья беззащитного воробушка. Когда вечером Юра, который всегда слыл чистюлей, пришел домой, на него страшно было смотреть - избитый, весь в крови. Но за пазухой у мальчишки сидел спасенный воробей.