Богатство - это то, что мы не покупаем

Jan 23, 2020 22:00

Морган Хаузел в своей статье Wealth Is What You Don’t Spend проводит параллель между тренировками и финансовым благополучием.

Пересказано мной.

Давайте-ка я расскажу вам историю о том, почему некоторые люди в жизни не настолько финансово защищены, как могли бы. Начнем издалека: с исследованиях о потере веса.

Фитнес - это индустрия стоимостью 30 миллиардов долларов. При этом почти 40% американцев страдают ожирением.

Как уживаются между собой эти факты?

Да, можно сказать, что многие люди не тренируются совсем. Или они недостаточно тренируются. Или делают неправильные упражнения. Все три гипотезы верны. Но!

Группа исследователей в прошлом году нашла четвертую гипотезу: большинство тех, кто тренируется для похудения, либо не теряют вес совсем, либо в меньшей степени, чем бы им хотелось.

Ребята обнаружили достаточно простую причину этому. Занятия спортом заставляют нас чувствовать, что мы сделали что-то полезное, совершили работу, и теперь можно отблагодарить себя и побаловать. Да, пицца, съеденная после дня, проведенного лежа на диване, может привнести в нас чувство вины, но если ее же съесть после пробежки - она превращается в вознаграждение за труды. Потрудился получше - поешь побольше. Да, мы это делаем, к тому еще и со спокойной совестью.

И это далеко не маленькие цифры. Продовольственная «компенсация затрат» соблазняет 90% спортсменов. Другое исследование показало, что: «люди сразу после физической тренировки переоценивают свой расход энергии в спортзале на 400% и наедают после этого калорий больше, чем в два раза».

Очень трудно осознать, но физические упражнения работают на нас только тогда, когда мы не стремимся их компенсировать едой. Мы не можем измерить пользу от упражнений, просто посмотрев, насколько мы вспотели по окончании тренировки. Самый главный показатель - это разница между тем, сколько мы потратили и потом не наели. Если она положительная - все ок. Если равна нулю или отрицательна - дело плохо.

Один в один это касается и экономии денег.

Среднегодовой доход домохозяйства с поправкой на инфляцию в 1955 году составлял 29 000 долларов США. Сегодня он составляет чуть более 63 000 долларов США, что является рекордным показателем. Но у половины американцев сегодня на счетах есть ровно ноль долларов, сэкономленных на пенсию.

Как уживаются между собой эти факты?

Также, как и в потере веса.

Финансовое благополучие нельзя измерить, просто взглянув на свой доход. Оно измеряется разницей между тем, что мы зарабатываем, и тем, сколько мы тратим. Именно это является наиболее важной цифрой в устойчивости благосостояния. И хотя сегодня большинство американцев зарабатывают больше, чем когда-либо прежде, они не стали богаче, потому что рост доходов был компенсирован ростом расходов.

Обобщая: в 1950-е годы кемпинг был приемлемым способом проведения отпуска, сшитые на дому вещи было носить не зазорно, дом площадью 983 кв. футов (91 кв. м) был приемлемого размера, дети, делившие одну комнату, были нормой, погонять по улице покрышки было отличным развлечением. Немногое из перечисленного является приемлемым для большинства домашних хозяйств сегодня. В наше время средний новый дом теперь имеет больше ванных комнат, чем жильцов.

Реальное повышение заработной платы в среднем домохозяйстве за последние полвека было просто потрачено и съедено. Уровень сбережений домохозяйств упал на 30% за этот период, в то время, как средний реальный доход вырос на 40%.



Глупо винить нас в этом. Тратить больше, когда наш доход растет, так же заманчиво, как и есть побольше после тренировки. Мы это заработали честным трудом и можем себя побаловать. Это в квадрате верно для расходов, поскольку наше окружение оценивает нас по внешнему виду и образу жизни. Когда все тратят больше, мы чувствуем определенное право тратить больше.

Проблема в том, что сбережения не появляются из ниоткуда. Все наши сбережения зависят от возможности получить дополнительный доллар за счет: «Я мог бы потратить его, этот доллар. Потратить - это здорово, но я не буду». Это то же самое, что отказаться от еды после тренировки. И это так же сложно.

Может показаться достаточно очевидным и банальным, что сбережения - это наша способность отказываться от того, на что мы можем потратить деньги. Ведь большинство финансовых планов фокусируются на большем заработке или солидном проценте от вложений. В этом нет ничего плохого. Зарабатывать больше замечательно, и мы не должны пропускать наш поход в спортзал. Но есть небольшой нюанс в том, что большой доход сам по себе мало что дает созданию богатства, если каждый дополнительный сделанный доллар компенсируется очередным долларом дополнительных расходов. Мир просто заполнен финансовым эквивалентом спортсменов, которые заканчивают каждую тренировку четырьмя Биг Маками. Понятие богатства на любом уровне дохода меньше связано с непосредственным доходом, а больше с нашей способностью оставлять выгоду себе, не обналичивая ее в супермаркете.

Итак, выделим три основных пункта.

- Тренировка сознательной жизни с меньшими затратами имеет тот же эффект, что и рост нашего дохода, но зачастую это осуществлять и контролировать намного проще.

- Всегда быть при деньгах являются искусством "негатива": чтобы их иметь, нам необходимо скорее что-то не покупать и не делать, чем наоборот. Богатство для большинства, как ни странно, - это не купленные автомобили, не посещенные страны, не попробованные дорогие деликатесы.

- У всего есть цена, но мы не всегда знаем, сколько и за что платим. Цена упражнений - это не просто время и силы на тренировки. Мы платим настоящую цену всегда после тренировки тем, сколько мы съели. То же самое в финансах. Цена создания богатства - не просто проблема зарабатывания денег, а в постоянном избегании стремления тратить то, что мы накопили.

психология, Морган Хаузел

Previous post
Up