Из спектакля
"Любовь с придурком" Видео
Нахима Шифрина
Click to view
www.ug.ru Автор: Ирина ГРИГОРЬЕВА
Необитаемая хижина Романа Виктюка
Роман Виктюк - режиссёр, вызывающий преданную любовь или откровенную неприязнь. Его спектакли могут нравиться или раздражать, но они неизменно привлекают к себе внимание. Каждый раз, выходя из театра, я зарекалась: "Всё, больше никогда!" И опять шла, и опять зарекалась. Что-то непреодолимое тянет в театр Мастера. Когда-то, увидев впервые сатириконовские "Служанки", поняла: Виктюк - это тайнопись. И вот спустя годы - снова погружение в магию взглядов и жестов, в безграничность пространства и времени.
"Любовь с придурком" - спектакль не просто о любви, спасающей и губящей, это - провокации сознания, воплощённые в плясках фантазии. Два персонажа - братья Антонио и Валерио - обречены на жизнь. Это нелёгкое испытание: 42-летний Антонио (Ефим Шифрин) болен памятью и спрятался от жизни в собственном детстве, а Валерио (Олег Исаев), превращаясь то в папу, то в белокурую невесту своего брата, погибших много лет назад в день так и не состоявшегося венчания Антонио и Элизабет, то в маму, пытается тем самым искупить свою вину за ту страшную автокатастрофу и за последовавшую за ней болезнь брата и смерть матери. Жизнь, ставшая для братьев кошмаром. Единственная надежда на спасение - Марианна (Людмила Погорелова). Эта девушка с детства стремится летать, а её заставляют опускаться всё ниже и ниже. И она опускается до тех пор, пока не "натыкается" на Валерио, решив, что он может стать хорошим мужем. И всё бы ничего, только вот Антонио творит что-то непонятное: то ли стремится выжить её, то ли ревнует (даже заставил брата присягнуть: "Я клянусь своею честью не предать тебя невесте"), то ли сам влюбляется. Иногда границы логичного безнадежно рвутся, и уже непонятно, кто из троих действительно придурок. Озарение наступает в конце спектакля: ненормально только обычное, как это ни парадоксально звучит. А Антонио назвать придурком даже как-то язык не поворачивается. Он поэт и философ, слышащий шаги времени по коридору. Его осмысленно-бессмысленный взгляд приглашает в путешествие по стране человеческих страданий и боли, а беззащитность и отчаяние, с которыми он пытается вырваться из навязчиво невыносимой реальности, вводят в состояние оцепенения. Он рассуждает с присущей, пожалуй, только детям взрослостью: "Что такое ребёнок? Это необитаемая хижина". Войти в неё и обжить - задача не из простых. И каждый философ, поэт или просто гений - ребёнок, который может читать и цитировать "книгу без обложки", потому что важно не название, а содержание. Может разговаривать с игрушками и лечить "зуд в сердце". Взрослым это недоступно: они слишком умные.
В спектакле заняты всего три актёра - три традиционные для Романа Григорьевича блестящие работы. Плюс четвёртый персонаж - музыка.
"Любовь с придурком" воздействует на подсознание и чувства. Возможно, именно поэтому он так "цепляет" и завораживает.
Ирина ГРИГОРЬЕВА
www.ug.ru