"В нашей профессии мечтать вредно"

Aug 06, 2012 23:33



Латвийская  газета  "Час"

7  августа  2012  года

Автор - Аркадий  Кариев

Другой  Шифрин



Ефима Шифрина, а по-эстрадному фамильярно Фиму, подавляющее большинство публики (они же телезрители) знают как артиста разговорного жанра. В чём-то даже жанра низкого, если сравнивать его с Мельпоменами и Терпсихорами. Тем неожиданнее для многих встреча с Шифриным как с серьёзным театральным и киноактёром, принятым ко двору режиссёрами-корифеями. Разговор состоялся летом этого года в Юрмале.

- Давай  начнём  с  Кончаловского.

- Кажется, что-то знаю про него, но когда начинаю рассказывать, понимаю, что очень мало про него знаю, хотя провел два счастливых месяца на съемках. Если не брать во внимание результат, потому что о «Глянце» разное говорили, то я могу похвастаться этим счастливым опытом работы с ним. Он - великий режиссер.

- Великий?

- Мне кажется, что великий. Потому что эти два брата, как бы к ним ни относились критики - их же склоняют во всех падежах уже много лет, противопоставляют друг другу, сравнивают друг с другом, клянут, кто-то прославляет. Я могу сказать, что есть одна категория людей, которая на них молится - это актеры. Потому что актеру совершенно все равно, какие политические взгляды у этого режиссера. Они оба работают потрясающе! У меня нет опыта работы с Никитой, но работа с Андреем Сергеевичем была счастьем. Я думаю, оно заключается в одном его поразительном качестве: он не работает с артистом - он выбирает артиста, в котором он уверен, и какими-то двумя-тремя словами-подсказками помогает вылепить образ. Вылепить! Потому что то, что мне выпало сыграть у Кончаловского - в общем-то расхожий и узнаваемый персонаж: абсолютно тусовочный герой, похожий на всех модельеров сразу. Я пришел к нему на первую читку, которая даже в читку не вылилась: только я начал изображать то, что подготовил, и он сказал, что ему со мной ничего не надо будет делать. И в этом его потрясающее качество. Бывают очень многословные режиссеры, которые все время что-то говорят - мне с ними тяжело.


- А  как  работается  с  Романом  Виктюком?

- С Романом другая история. Я бы сравнивал, если бы оба работали в пространстве театра, но Роман работает в театре, а Кончаловский - на съемочной площадке, а это два совершенно разных мира. Если бы Роман работал в кино, он бы тоже изобрел какой-то другой способ работы с актером: у него не было бы шанса кричать на репетиции, поправлять, поддерживать его - у него наметился бы какой-то другой способ работы.

Так вот, Андрей Сергеевич успевает до включения мотора сказать два-три слова - и они определяют весь эпизод. Я обожаю Кончаловского за это немногословие. Он не читает речи перед съемкой и не скальпирует по системе Станиславского, кто я и что я. Он дает две-три верные подсказки, и на этом вся работа с актером заканчивается. Он, кстати, говорил потом, когда его интервьюировали на мой счет, как он работал с Шифриным: «А я с ним не работал».

- У меня создается впечатление от твоего творчества, что ты - абсолютный self-made man, самодостаточный человек.

- Это впечатление было бы верным, если бы эту работу вообще можно было бы построить без режиссера. Я бы со своим self-made manом так бы и поник, так ничего и не сделав. Виктюк теснит для меня пространство, он помещает меня в такие условия, в которых я должен трепыхаться, чтобы придумать что-то свое.

- Тебе  комфортно  в  таких  условиях?

- Иногда его решения бывают такими жесткими. Вообще если бы Виктюк услышал слово «комфорт», он бы разозлился, потому что он считает, что эта профессия если и связана с чем-то, то в самой меньшей степени с комфортом. Если артист скажет «мне удобно» или «мне хорошо», Виктюк может рассердиться, потому что удобно и хорошо не бывает - у него все должно быть разодрано в клочья, все должно быть раздираемо страстями, на предельном нерве, причем с первой минуты. И так как это немного вопреки моей природе, конечно, мне приходилось еще с самого первого курса значительно себя преодолевать.

Почему я всегда восторженно говорю о Виктюке? Вот ты говоришь: self-made man - так этим я обязан прежде всего ему. Он ставил меня в совершенно невероятные, дикие условия и высекал из меня то, что вряд ли бы высекли другие. При моем сглаженном темпераменте, тихушничестве, при всех скрытых реакциях я бы так и просуществовал до старости. Но Виктюк  - как у Рильке: «Как арфу, он сжимал атлета, которого любая жила струною Ангелу служила». Вот он теребил меня, как арфу, и извлек те звуки, которые у других режиссеров я бы не выдал.

Мне еще повезло с Мирзоевым. Мне еще повезло с Козаковым. Я не хочу их сравнивать, потому что это совершенно разные миры, разные галактики. Например, работая с Козаковым, который поставил свой последний спектакль на меня, я впервые столкнулся с совершенно незнакомой методой: мы все должны были «петь» с его голоса. Ни у кого другого я бы этого не принял - тут же развернулся бы и ушел. Но тут Козаков!.. Я был счастлив «петь» с его голоса. И только потом понял, почему он это делает: когда он берет материал, хоть как-то сопряженный с бытом, быта не выносит - этих бытовых реакций, киношного поведения на сцене, подробностей житейского поведения. Ему надо, чтобы все было немного на котурнах, и поэтому у него все поют и в «Покровских воротах», и у нас.

Но он был очень ироничным человеком. Когда я говорю «был», мне делается нехорошо: его так не хватает!.. Телефонный разговор с ним мог состоять только из его монолога, я едва успевал вставлять что-то. Разговор мог состоять целиком из стихов. Можно вообразить себе такого собеседника, который на другом конце провода просто читает стихи? И читает, и читает, и читает... Я рассказывал какому-то изданию: Козаков говорил мне, что в пьесе, которую он поставил («Цветок смеющийся» Ноэла Кауарда), не хватает стихов, все время вылавливал меня после репетиций и спрашивал, не считаю ли я, что туда нужно добавить. Так как я не умею читать стихи, я всегда говорил: «Не, Михал Михалыч, не надо». Но мой герой, будучи театральным антрепренером, режиссером и актером, все равно умудряется, когда его покидают другие персонажи, все время читать на сцене «Пер Гюнта» Ибсена.

- Дико странная вещь: вот есть Ефим Шифрин, известный на эстраде. И вдруг эти ребята (Кончаловский, Виктюк) говорят: нет, это не тот Шифрин - это классный актер! Я общался с Романом Григорьевичем, и он мне говорил: «То, что Шифрин делает на эстраде, - фигня (серьезно, он так и сказал!) Но он - потрясающий артист!»

- Я  бы  никогда  не  пришел  в  их  монастырь  со  своим  уставом...

- Как  они  вдруг  увидели  в  эстраднике  театрального  актера?

- Роман увидел потому, что я был студентом его курса и свой самый первый в жизни театральный спектакль сыграл у него - это был Сашка Кригер в спектакле «До свидания, мальчики!» по Балтеру. И с этого все началось! Я уже никогда не мог преодолеть этот театральный вирус и очень скучал, когда в моей жизни не было театра. Потом он, естественно, потянул меня за собой: я сыграл у него в Студенческом театре МГУ и когда он ставил в Театре имени Вахтангова спектакль «Я тебя больше не знаю, милый». Как ему удалось убедить руководство театра в том, что на сцене Вахтанговского нужен чужак (там не бывает невахтанговских артистов), я не знаю. Но в результате я отыграл там семь лет. А потом то ли в силу того, что меня увидели на сцене в его работах (а их потом было много), предложили роли и другие режиссеры.

Сейчас у меня сложился замечательный союз с Владимиром Мирзоевым. Я сыграл то, о чем никогда в жизни на эстраде и мечтать не мог - целый спектакль по Хармсу в телевизионном фильме «Пьеса для мужчины». Я сыграл у него в «Контракте» Мрожека, который еще не вышел на экран. Я сыграл у Саши Галибина в фильме, который он назвал «Комедианты» по «Театральным рассказам» Куприна. Это все фильмы не телевизионные, но я был счастлив, что мне выпадала такая работа. Конечно, на эстраде я бы не смог предложить зрителю ничего подобного.

- Когда ты выступаешь на фестивале юмора, все понятно: тебя объявляют «сейчас придет Ефим Шифрин, он пошутит» - а эти режиссеры вдруг вытаскивают гениального артиста.

- Я не знаю насчет гениального, но знаю, что они рисковали, конечно. Во всяком случае, рисковал Виктюк, потому что Вахтанговский театр - созвездие блестящих артистов; это один из театров, который в моей жизни занимает отдельное место: не знаю, любил ли я какой-то театр в Москве больше, чем этот. Я пересмотрел там все, там по сцене ходили живые кумиры!.. Я думаю, что Виктюк рисковал. Но я счастлив, что этот риск был оправдан и спектакль «Я тебя больше не знаю, милый» шел долго.

- Когда в юные годы в Театре Вахтангова ты смотрел спектакли, например, с Ульяновым, это было классно?

- Во-первых, все, что классно, еще было овеяно легендами, а когда просмотру предстоит миф, которому предшествует легенда, - все воспринимается уже на волне этой легенды. Хорошо они играли или плохо, мне сейчас уже трудно судить, отматывая в памяти назад эту пленку. Но когда я смотрел «Конармию», мне казалось, что я всю ее запечатлел на сетчатке глаза! Как это - Яковлев, Гриценко!.. Хотя сейчас я понимаю, что у какого-то высоколобого критика, наверное, могли быть претензии. Но я знаю, что таких актеров больше нет. Я говорю это совершенно определенно не потому, что мне надо ворчать, а потому, что что-то изменилось на театральном поле: или другие игроки вышли, или ворота дальше поставили, или тренеры в своей стратегии что-то не просчитывают... Но такого масштаба артистов, как Михаил Александрович Ульянов, я просто не нахожу среди нынешних актеров.

Могу сказать еще одну вещь: я просто благодарю Бога за то, что мне выпало знать Михаила Александровича. Во-первых, я играл в ту пору, когда он был художественным руководителем театра; во-вторых, он смотрел какие-то спектакли и часто заходил за кулисы; в-третьих, мы с ним поехали на гастроли в Израиль с виктюковским спектаклем, и Ульянов как художественный руководитель представлял его перед началом. И я могу сказать, что это ощущение, когда он выходил перед спектаклем и зал ни по какому не сигналу вдруг вставал (хотя Ульянов был напрочь лишен показного величия и был, кстати, очень прост в общении), эта магия невероятной личности огромного масштаба. Ведь помимо Лениных и Жуковых он сыграл очень много совершенно потрясающих ролей в театре от Арбузова до Шекспира!

- И  Виктюк  гордится  спектаклем  с  Ульяновым.

- Конечно! Это знаменитый спектакль «Уроки мастера», где Филиппенко, Яковлев, Маковецкий и Михаил Александрович. Это один из лучших его спектаклей, и с него, кстати, началось восхождение Сережи Маковецкого.

- Ты упомянул «Конармию» Бабеля. Думал ли о том, как сложилась его удивительная судьба?

- Конечно. Во-первых, я много читал. Бабель, Ильф и Петров - это юношеское чтение, я запоем прочел их на первом и втором курсе училища. Мы готовили отрывки, и курсовая у меня, кстати, была - «Записные книжки» Ильфа и большие куски из «Одесских рассказов» Бабеля, я читал и «Беню Крика». Я считаю, что в нашей профессии мечтать вредно: если я буду мечтать о Бабеле, у меня ничего не получится.

- Но  сама  фигура?..

- Во-первых, это невероятно трагическая фигура. Люди, жизнь которых оборвалась в 38-м и вообще на пороге войны - все понятно, как они ушли из жизни. Тем более мне остается только благодарить Бога, что мой отец, который чуть ли не разделил их участь (его ведь тоже арестовали в 38-м), остался в живых. Конечно, эта тема мне близка, и конечно, она болит.

О Бабеле я не могу говорить как литературовед - могу только как восторженный читатель. Прежде всего это замечательный язык!.. Сейчас нет писателей, у которых знание жизни сопрягается с таким языком. Если бы этот жанр сохранился на эстраде, мы, возможно, перестали бы сетовать на низкий уровень нашей юмористики.

Аркадий  Кариев

Латвийская  газета  "Час"

Интервью, Андрей Кончаловский, Юрмала, Роман Виктюк, Спектакли, Фото, Михаил Козаков, Владимир Мирзоев

Previous post Next post
Up