gorod48.ru:
Закончена работа над фильмом режиссёра Владимира Мирзоева "Её звали Муму". Это камерная социально-политическая драма. В начале 2016-го её презентуют на Международном Роттердамском кинофестивале.
Напомним, "Её звали Муму" - фильм, основанный на реальной истории хорошо известного блогосфере персонажа Кати Муму - в 2010 году выяснилось, что ряд известных оппозиционных политиков имели интимную связь с Катей Герасимовой по кличке "Муму", которая работала на спецслужбы.
Фотоальбом в "Шифрин-клабе"
Из интервью с Владимиром Мирзоевым:
- Мирзоев, как известно, - это человек-оркестр: театральный режиссёр, кинорежиссёр, поэт, писатель. В этом году у Вас в производстве несколько новых спектаклей, фильм. Расскажите, как продвигается работа над фильмом "Её звали Муму".
- Уже сделали цветокоррекцию, почти закончили дизайн звука. Фильм почти готов.
- Это документальный фильм?
- Неожиданный вопрос. Нет, это игровое кино, хотя отчасти - эхо реальных событий. Как почти всё в искусстве. Сценарий написала известная среди профессионалов сценаристка Анастасия Пальчикова. Как у многих молодых людей сегодня, у неё есть ещё одна профессия - она композитор и солистка группы "Сухие".
- Это в какой-то степени вербатим?
- Да нет. История основана на реальных событиях, но фантазия сценариста унесла нас далеко. Кстати, в работе над сценарием принимала участие исполнительница главной роли - актриса Нелли Блинова. Очень талантливый, разносторонне одарённый человек. Она сотрудничает с "Театром.doc", сейчас играет в моём спектакле "Толстой - Столыпин, частная переписка". Нелли Блинова взяла интервью у некоторых участников этой истории, но, конечно, наш фильм - не вербатим. Это свободная фантазия на заданную тему.
Соблазнительница оппозиционеров
- Почему Вы решили взять историю про Катю Муму - девушку, которая соблазняла оппозиционеров, выполняя задание то ли спецслужб, то ли людей, связанных со спецслужбами, для их дискредитации?
- По-моему, эта история может быть иероглифом. Она нелепа, смехотворна, неприлична, и - выражает дух времени, дух той абсурдной и дикой ситуации, в которой мы оказались. Аморализм власти и тех людей, которые сегодня с властью сотрудничают, - это источник всех наших проблем.
В обществе, где существуют ценности, существует этика, иначе функционирует всё. Парламент был бы парламентом, а не филиалом администрации президента, Конституция была бы законом, а не филькиной грамотой, по-другому вёл бы себя Конституционный Суд, общество воспринимало бы гибридную войну, которую ведёт Россия в Украине, именно как войну, а не как телевизионное шоу. По-другому бы реагировали на захват чужой территории.
Да, похоже, это источник всех наших бед - глубинная аморальность постсоветского общества. Говорю это не в осуждение, но сочувствуя людям, которых обезобразили террором, массовыми убийствами, развратили примитивным материализмом, толкнули на кровавые преступления. Эти травмы в нескольких поколениях - причина нынешнего ресентимента.
- Ваша история про общество и про власть?
- Про нас, про нашу духовную катастрофу. Если угодно, про нашу антропологическую катастрофу. Эта катастрофа была ожидаема, она не вдруг накрыла наше общество. Это результат людоедского XX века. Почему человек совершает аморальные поступки? Почему он не способен себя контролировать? Психологи говорят, что это, как правило, связано с детскими травмами. В детстве, в подростковом возрасте человек не умеет рационализировать свои проблемы, поэтому травма прячется в бессознательном. А потом из этого подвала вырываются демоны, которые превращают людей маньяков и психопатов, заставляют их совершать невероятные, дикие поступки. Это то, с чем мы сегодня имеем дело. Это проблема. Это сотни тысяч наших ребят, прошедших через горячие точки - Афганистан, две чеченские войны, теперь Украина. Это всё целый слой, который требовал реабилитации, помощи психологов, вообще адаптации к нормальной жизни. Но ничего этого не было сделано.
Вот вы занимаетесь тюрьмой, зэками - это всё искалеченные люди, они живут в ненормальных антигуманных условиях. Сколько миллионов прошло через советские тюрьмы? Каждый пятый? Каждый четвёртый? А травмы в поколениях? Убитые и замученные есть в каждой семье. А если дедушка - палач, то, может, это ещё страшнее. Понимаете, это всё из семьи растёт. Что говорить о нравственном климате, в который мы погрузились, как в бездну, если травмами этими никто не занимался, никто их не лечил - скорее наоборот, эти раны всё время посыпают солью, в людях пробуждают худшее, провоцируют их.
- Что для Вас важно в этой истории Муму?
- Мы пытались встать на точку зрения героини, её личность интересовала нас больше, чем другие персонажи. Нам хотелось понять: а что это за человек, который способен сознательно влезть в такую обоюдоострую ситуацию.
- И что Вы про неё поняли?
- Муму - глубоко несчастное существо. Её можно и нужно жалеть - но, главное, её нужно пристально изучать. Вообще, такие персонажи (и ситуации) требуют именно анализа. Если помощь психолога и психиатра кажется неудобной, неуместной, может помочь культура.
Интервью полностью