Газета "Культура"
1994 год
Автор: М. ИГНАТЬЕВА
Как Вас теперь называть?
Увеличительно
Не узнаёте? Вглядитесь внимательнее. Знакомый миллионам, самый добрый, стеснительный сатирик. Ну, конечно - Ефим Шифрин. И таким, совсем неожиданным, он может быть - артист, узнаваемый с первого слова, произнесённого им со сцены или с экрана чуть сипловатым, высоким полудетским голосом. Артист, не похожий ни на кого внешним обликом, - суперинтеллигент, нерешительный, словно стесняющийся самого себя.
А ведь, оказывается, отважен, смел в решении собственной судьбы. Его постоянный автор и преданнейший друг, писатель Виктор Коклюшкин, применив армейский "табель о рангах", определил Ефиму Шифрину чин на эстраде генерал-полковника. Вполне заслуженно! От номера в сборном концерте до "Шифрин-театра" ("Театра имени меня", как назвал его сам артист) - пройти такую дистанцию за сравнительно короткий срок (15 с небольшим лет) многим ли удаётся?
Казалось бы, благополучие, процветание... А ему, Ефиму Шифрину, всё неймётся, неможется. Ему тесно на эстраде, как он не раз признавался. Ему "неудобно", "дико положение разговорника"; "раздражает и даже обижает монументальное стояние перед микрофоном".
- Я учился на артиста, с этого начинал, и первые выходы на зрителя случались в спектакле Студенческого театра МГУ. Между прочим, здесь состоялась первая встреча с Романом Виктюком, которого я очень высоко чту как режиссёра. Дышать запахом кулис - вот моё вечное желание и мечта, - говорит он.
Сбылось: Роман Виктюк пригласил Ефима участвовать в готовящейся на сцене Театра имени Вахтангова премьере. Предложение - ох, какое заманчивое! Такая труппа, такой театр, такой режиссёр!
Конечно, риск, проба сил, можно сказать, новая точка отсчёта... Всё равно он взялся.
- Пьесу Альдо де Бенедетти "Я тебя больше не знаю, милый" Роман Виктюк привёз из Италии. Презабавная пьеса. Мне поручена роль доктора-психиатра Альберто, которому надлежит за три театральных часа вылечить совершенно здоровую женщину. Сложные, запутанные ситуации рождаются за эти 180 минут: доктор влюбляется в свою пациентку, муж ревнует её, но изменяет, жена в отместку прикидывается психически больной... Я даже на эстраде не сталкивался с таким обилием смешных положений, эпизодов. Играю с огромным увлечением, даже с захлёбом.
Однако измена эстраде - не развод с нею: он открывает свой сезон в Театре эстрады новой программой.
Так генерал-полковник эстрады разжаловал сам себя в рядовые театра.
М. ИГНАТЬЕВА
Газета "Культура"
1994 год