Ефим Шифрин покорил бакинского зрителя !

Nov 14, 2014 00:51



LiFe.Az

12  ноября  2014  года

Автор:  То

Ефим  Шифрин  покорил  бакинского  зрителя !

8 и 9 ноября на сцене Азербайджанского государственного русского драматического театра имени Самеда Вургуна в Баку при полном аншлаге прошёл двухдневный концерт "Шифринизмы - New" Ефима Шифрина. Ефим Шифрин - известный российский актёр и юморист, писатель, создатель и художественного руководитель "Шифрин-Театра", в его репертуаре - монологи, которые давно составили золотой фонд российской эстрады.

"Я давно не был в Баку и поражён его красотой. Думаю, что настанет время, и все самые лучшие города мира по красоте будут сравнивать не с Парижем, а с Баку", - начал своё выступление Ефим Шифрин. Потрясающие сатирические монологи, интересные вокальные номера, блестящая интерактивная игра со зрителями - всё это дало зрителям настоящий заряд бодрости и хорошего настроения!

- Ефим, Ваш первый сольный спектакль, поставленный в 1985 году, назывался "Я хотел бы сказать". А чтобы Вы сегодня хотели сказать своим зрителям, спустя 30 лет?

- В принципе, мне удаётся говорить то, что я хочу. Сегодня я очень много работаю - участвую в драматических спектаклях и мюзиклах, занят в съёмках телефильмов, телеконцертов, ток-шоу… Ну чего же мне ещё мечтать о том, чтобы хотеть что-то сказать?

- Смешить с годами с годами становится легче или трудней? Ваша задача - просто рассмешить зрителя или Ваш юмор глубже?

- Рассмешить зрителя всегда было нелёгкой задачей, и я благодарен Богу, что мне это всегда удавалось. Эстрадный юмор - юмор незамысловатый. Если удаётся, вторым планом, что-то ещё сказать о наболевшем, это хорошо; не удаётся - тоже неплохо. Сам факт, что люди пришли, посмеялись, развеялись, меня очень радует, мне этого вполне достаточно.

- Как Вам удаётся одному на протяжении всего концерта держать зал в напряжении и интересе? В чём секрет?

- У меня нет каких-либо специальных хитростей, как у фокусника. Я всегда следую заветам своих учителей, которые убедили меня в том, что публика никогда ни в чём не виновата. В первые годы выхода на сцену в случае возникновения "тёрок" с залом есть искушение во всём винить зрителя: что он не дорос, он скучен, он чванлив... С опытом приходит осознание того, что в твоих бедах, кроме тебя самого, никто не виноват. Если ты не смог зацепить зрителя, как он может быть виноватым в этом? Важным условием, необходимым для того, чтобы найти контакт со зрителем, является любовь к зрителю. Артист не должен возвышаться над своим зрителем, иначе контакта не будет. Зритель чувствует актёрскую спесь и небрежность. Я всегда любил и люблю своего зрителя, люблю ещё до того, как выйду на сцену и увижу его. Надо любить зрительный зал, это очень помогает.

- Приходилось  ли  Вам  подстраиваться  под  публику ?

- Иногда. Очень многое зависит от обстоятельств. Публика бывает разной. Бывают сложные периоды в истории страны - например, отсутствие материальных средств, неясность в завтрашнем дне и т. д., и это всё это не может не влиять на зал. В сытые времена смешить зрителей легко: покажи им палец - и они смеются. Очень сложно смешить народ, который чем-то озабочен.

- Заметили  ли  Вы  особенность  бакинского  зрителя ?

- Он разительно ничем не отличается от других. На публику мне грех жаловаться, меня тепло и искренне приняли, буквально забросали цветами. Здесь люди очень гостеприимны, воспитаны и внимательны к старшим. Это радует.

- Помните  ли  своё  первое  выступление  в  Баку ?

- Это был очень памятный концерт для меня. Был 1989 год. Я приехал в Баку с двумя бакинцами - конферансье Львом Шимеловым и актрисой Лейлой Ашрафовой. Здесь после долгого ремонта открылся Зелёный театр, и мы выступали на его сцене. Концерт вёл Гусман, и самое памятное - пел Рашид Бейбутов, которого я до этого видел только в кино и на карточке в мамином ридикюле. Я был горд быть с ним на одной сцене. Я выступал с монологом "Экскурсовод", который зал принял "на ура".На этих гастролях я познакомился с Поладом Бюль-Бюль оглы. После концерта нас ждал банкет в ресторане гостиницы "Баку". Был разгар антиалкогольной компании, нигде в стране нельзя было выпить. Но, видно, на Баку это не распространялось, здесь было вкусное вино, коньяк, казалось, что ты попал за границу. Ещё меня сильно поразил Старый город. У меня там жили знакомые, и я каждый день ходил туда. Меня поразило это коммунальное, абсолютно беззаборное существование. Старый город стал для меня чем-то между Батуми и Одессой.

- Как  Вам  нынешний  Баку ?

- Я приехал из зимы, а у вас лето. Город потрясающе красив, наряден, поют фонтаны, сияют витрины. Парижу не догнать вас! Единственное - бросается в глаза чёрный цвет одежды, трудно встретить кого-либо в ярких цветах.

- Вы  сами  пишете  номера  или у  Вас  есть  авторы ?

- Я не сочинил для себя ни одной миниатюры. За меня это всегда делали авторы. Среди них были Жванецкий, Трушкин, Альтов, Коклюшкин и т. д. С номерами приходится постоянно работать. Если я чувствую, что монолог обветшал, его приходится штопать, что-то менять. Номера, которые не встречают отклика у зрителей, сами себя списывают в архив. Например, так произошло с моим знаменитым монологом "Экскурсовод". Как бы он ни нравился ни мне, ни моим тогдашним зрителям, он разом потерял свою актуальность и остроту, когда закончилась советская эпоха, а с ней и некое сопоставление нашей страны и Запада. Монолог перестал быть смешным и стал просто милым. Быть милым мало для эстрады - надо, чтобы люди смеялись. Большую роль в подборе номеров для концерта также играет территориальный фактор. Номера, актуальные и смешные в одной стране, могут быть не понятны в другой. Сегодня у вас в Баку я убрал номер про материнский капитал, который в России вызывает истерический смех, а у вас остался бы непонятным в связи отсутствия у вас данного понятия.

- Есть  ли  у  Вас  стопроцентные  номера,  которые  всегда  и  везде  идут  "на  ура" ?

- Это номера с интерактивом, когда я общаюсь с залом. Даже зрители, не очень щедрые на эмоции, включаются.

- Говорят,  комики  на  сцене  в  жизни  более  "трагики".  Верно  ли  это  утверждение ?

- Это немножко выдуманная формула, она льстит прежде всего самим комическим артистам. Потому что комикам прежде всего очень хочется, чтобы их считали ещё и трагиками. Человек, который смешит, сам не должен хохотать при этом, хотя смех бывает заразительным. Комические артисты все разные, как и врачи, учителя и т. д. Среди них я видел больших весельчаков и ужасных зануд. Сценическая маска покойного Яна Арлазорова очень была похожа на то, каким он был в жизни - он был довольно мрачноватым человеком, немного занудой. Миша Евдокимов в жизни также не был весельчаком. Максим Галкин же в жизни, так же как и на сцене, очень весёлый человек, заводила, любитель веселить, душа компании.

- Несмотря на то, что Вам уже 58 лет, Вы находитесь в прекрасной физической форме. Как Вам это удаётся?

- Я уже много лет занимаюсь спортом, хожу в тренажёрный зал. Надо постоянно заниматься над собой, если хочешь сохранить себя в профессии.

- Вы способны проявлять себя в самых разных жанрах. Не хотелось ли Вам покинуть эстраду, уровень которой, особенно телевизионной, ниже рейтинга?

- Эстрада - это часть моей работы. Я понимаю все упрёки к ней, но, во-первых, в телевизионной юмористике я сейчас не очень представлен (сформировался другой формат, и более задорное поколение заступило на смену), а во-вторых, я её люблю и не могу бросить, особенно в том состоянии, в котором она находится. Эту связь в зале не даст никакой театр и никакое кино. Я один на сцене - и тысячный зал.

- Не  задумывались,  как  некоторые  Ваши  коллеги,  уйти  в  политику ?

- Нет.  В  политику  я  не  пойду  никогда,  даже  под  дулом  пистолета.  Это  не  моё.

- А  о  преподавательской  деятельности ?

- Мне много раз предлагали преподавать в ГИТИСе, который я окончил. Учась на пятом курсе и защищая диплом, я преподавал студентам. В это время я почти не работал на эстраде, студенты занимали всё моё время, я за них очень переживал и боялся за их финальный показ. Тогда я понял, что мне нужно будет бросить свою работу на эстраде, если я уйду в преподавательство. Я выбрал работу на эстраде.

- На  данный  момент  Вы  задействованы  в  спектаклях ?

- У меня много театральных работ. Я играю в спектакле у Романа Виктюка, а также в спектакле "Цветок смеющейся", который является последней режиссёрской работой Михаила Козакова. Я задействован в главной роли в мюзикле "Времена не выбирают" и "Жизнь прекрасна".

- Есть  ли  что-то,  что  может  вывести  Вас  из  себя ?  Какие  темы  Вас  раздражают ?

- Я не очень люблю вторжения в свою частную жизнь, потому что руководствуюсь своим отношением к частной жизни другого человека. Никогда не позволю себе даже у близких знакомых спросить о вещах, которые составляют круг их частной жизни. Я не считаю нужным рассказывать о своей личной жизни. Думаю, что на это есть право у каждого человека.

- Но ведь Вы написали "Личное дело Ефима Шифрина", а значит, по сути, впустили посторонних в свою жизнь?

- Я не писал "Личное дело…" специально. Собственно, это и не книга, а обычный дневник, который попался на глаза издателю моей первой книжки. По инициативе издателя появилось такое вот "Личное дело…", содержащее реальные документы - мои дипломы, призы, почётные грамоты… Кстати говоря, эта инерция писания дневников вылилась в самую большую из трёх моих книг - "Течёт река Лета".

- Сложно определить Ваш жанр. Артист разговорного жанра? Эстрадный артист? Артист-исполнитель?

- Можно вполне оставить "артист", учитывая, так сказать, семантику и этимологию этого слова. В самом деле, за моими плечами работа в кино, на эстраде, в театре, на телевидениии, даже в цирке. Кажется, я попадаю под определение "артист" без всяких дефисов.

- Как  удалось  избежать  "звёздной  болезни" ?

- Я примеривался к популярности, когда грезил о сцене или кино. И даже известные тяготы её, о которых так любят говорить актёры, представлялись мне красивыми и нетягостными. У меня был какой-то период "звёздной болезни". Но я недолго "звездил". От этого меня спасали временные неудачи и строгость близких. Теперь для меня это самый неприятный и непростительный род перверсии. Я - просто актёр, у которого иногда получается роль, а иногда нет. Я отличаюсь от множества безвестных артистов тем, что успел что-то сделать в своей жизни, что знаю много текстов наизусть и много лет снимаюсь на телевидении.

- У  Вас  очень  насыщенный  рабочий  график.  Удаётся  ли  хоть  иногда  отдыхать ?

- Знаете, я обнаружил одну простую зависимость: когда я отдыхаю, то очень устаю от этого самого отдыха. Выяснил, что депрессивное настроение у меня бывает в двух случаях: если я переработал или если я не работал вовсе. Из этих двух зол я выбираю меньшее - мне проще работать.

LiFe.Az

Интервью, Баку - 2014

Previous post Next post
Up