Видели когда-нибудь этих сумасшедших "реконструкторов" с самодельными мечами, старинной защитой, луками и топорами? Мужики и девчонки, которые восстанавливают былые времена и находят в этом смысл? Так вот люди, занимающиеся пленочной фотографией, производят на меня такое же впечаление.
Помню из детства, как мама вставляла в китайские "мыльницы" пленочные бабинки, а потом в туалете сматывала, или включала на автоматическую перемотку. И аппаратец так "жжжжжжшшшш", сматывал. И как-то слишком быстро мир перешел на "цифру", я совсем не успел вкусить этой пленочной суеты.
А на старенькие, но неполохо сохранившиеся аппараты вроде Зенита и Смены 8М я давно посматривал: они притягивали своей простотой, молчаливым ожиданием своего часа, и тербким пыльным запахом кожанного чехла.
Из кладовки аппаратцы плавно перетекли в книжный шкаф, а потом и вовсе на рабочий стол. Два Зенита с телеобъективом, две Смены и Палароид - тако приданное мне досталось от домашних. Все эти кладовочные драгоценности я прочистил от пыли, проверил на работоспособность (одна Смена и Зенит оказались поломанными). И вот, я уже отснял пару первых пленок.
Результат меня порадовал. Да, рука уже была набита на "цифре", поэтому проблем с экспозицией у меня не возникло, где-то "чуйка" подсказывала, какие значения диафрагмы и выдержки поставить.
И тут на моем жизненном пути (самым невероятным образом) встретились интересные люди, до глубины увлеченные этим, казалось бы, устаревшим и не нужным делом - плёночной фотографией. Мой пленочный наставник Роман, (да-да, не больше не меньше!), дал основные знания в этом сфере, я зацепился, попробовал больше.
![](http://pics.livejournal.com/naked_columnist/pic/000eas2x/s640x480)
Фото сделано на фотоаппарат большого формата, тот самый, как гармошка, с накидкой, и трехногом штативе. (на фото любители пленочной фотографии, и ваш слуга Голый в том числе)
А в прошедшие выходные тюменское посольство общества ломографии вообще провело целый мастер-класс, или, как это было названо, "воркшоп" по аналоговой фотографии. На этом чудном мероприятии начинающие и уже достаточно бывалые "плёночники" посмотрели друг другу в глаза, поделились опытом. Я, конечно же не мог пропустить такое событие.
Местер-класс прошел в уютном подвале лофт-бара "Живая Очередь", народу собралось не очень много, но, я думаю, не в количестве дело. Для начинающих фотографов были выставленны всякие разные аппараты - от Киева, до Зоркого, от новомодной Дианы до архаического большеформатного аппарата начала 20-го века.
За 4 часа "воркшопа" мастера плёнки поделились знаниями по форматам, типам и видам пленочных аппаратов, способам проявки, "фишкам" ломографической съемки. Но это всё, я считаю, было не самое главное. Конечно, было познавательно посмотреть на примеры хороших снимков, узнать из первых уст вполне понятную информацию о таком непростом и столь интересном деле. Лично я оцени пропагандистскую сторону этого дела. В хорошем смысле слова.
Почему мы снова возвращаемся к пленке? Ответ на этот вопрос, с одной стороны прост, а с другой - практически недостижим. Но я попробую найти его.
Мне довелось слышать такое мнение от старших товарищей: пленка - это пережиток прошлого, это долго, трудно, нудно, зачем "париться" на пленке, если можно нажать на кнопку и получить результат?! Такое мнение - удел большинства. Причем большинства, которое успело хлебнуть той жизни, заснятой на пленку и проявленной в домашних условиях.
Фотографы-пленочники сетуют на другое: пленка, это дешево, это компактно и легко (в смысле веса), пленка иногда лучше, чем "цифра", у пленки есть "магия".Принимается. И каждый по-своему прав.
Причем плюсы "цифры" очевидны - легкость съемки, быстрота, неограниченность кадров, соответсвие цифровому миру и т.п.
Почему, почему нас тянет к пленке? Возможно, потому, что именно для нашего поколения - это что-то новое. Простите за банальную и простятцкую фразу. Но судите сами. Вот я застал пленку только в маминых руках. Для меня это был какой-то далекий, загадочный и взрослый мир. Начал фотографировать я на цифру, делал первые шаги, а потом и работал, зарабатывал деньги. А теперь, настал черед попробовать что-то новое. Что-то более сложное. Ведь логично: от простого - к сложному.
А скоро к нам присоедениться поколение, которое вообще не знало пленку, как обыденность, как Норму в прошлом. Для них это будет экзотика и другой уровень фотографии.
Думаю, эта тенденция медленно, но верно наберет обороты. Потому что "новое - это хорошо забытое стратое", потому что фирма Кодак свернула все цифровые проекты и снова вкладывает деньги в пленку, потому что в аналоговой фотографии есть та самая "магия".
Нужно забыть и отказаться от этой мысли, что пленка пришла к нам из будущего. Только представьте - новости кричат - революция в мире фотографии, изобретен уникальный материал, способный принимать световые лучи и отображать после химической обработки. Теперь цифровые датчики не нужны! Чем не сенсация?
Не буду говорить про всю эту трепетную процедуру проявки и печати. Про ожидание и неуверенность в результате, про огромный потенциал для творчества, отмечу, без участия компьютера.
P.S. Всё это сложно объяснить. Проще понять. Лично я для себя осознал, что плёнка - живая. А цифра - холодная. А так хочется, чтоб в буднях было больше именно "живости"...