Появление желтой прессы, или Желтый Малыш всего за пенни

Jan 25, 2012 11:07

Есть несколько версий возникновения такого явления, как «желтая пресса». Одни говорят, что поводом стала дешевая желтая бумага, на которой печатались миллионные тиражи Нью-Йоркских газет, другие утверждают, что кличку этому роду прессы дал некий «Желтый малыш». Специально для вас Колонка Голого Колумниста, подробней рассказывает откуда растут желтые уши Малыша Микки.

Представьте: Мы в конце 19-го столетия, Америка. Прет технический прогресс, растут рабочие классы, общество слоится на работяг, бедных, богатых и очень богатых. Ты и я, как все порядочные жители Нью-Йорка, читаем местные газеты - всего около 14 штук. Там пишут про промышленные успехи, народное восстание на Кубе против испанских колонизаторов. Также в печать выходят забавные комиксы на актуальные темы. К примеру, вот этот - «Переулок Хогана», или «Hogan’s alley».



Создатель этого комикса Ричард Ауткольт (Richard Felton Outcault), по праву может гордиться - он стал первым художником, чьи комиксы добились коммерческого успеха в газетах. Площадкой для публикации «Переулка Хогана» изначально была газета «New York World», принадлежавшая известному Джозефу Пулицеру (именно его фамилией названа премия, ага). Посмеяться над собой и своими соседями американцы могли достаточно большой срок, учитывая что комиксы Ауткольта выходили с мая 1895 по октябрь 1896 года.



Но о судьбе этой рисованной истории уже трудился другой человек. Как раз в это время на газетную арену вышел ученик Пулицера - Вильям Херст (William Randolph Hearst) со своей не менее тиражно газетой «New York Journal». Учитель и ученик стали жестко конкурировать. Оба гнались за тиражами, снижали цену газет, хватались в горячке за непроверенные факты, выбирали самые «горячие» заголовки и «жаренные» факты. В ход пошли не совсем точные данные о том самом восстании, фотографии издевательств - в общем сенсации. Читатель охотно хватался за эти крючки, которые забрасывали газетчики и вскоре тиражи подскочили с 70 тыс. до 1 млн. копий.

Чуете, чем запахло? Да, «желтизной». Тут-то и начинается история «желтой» прессы. Во-первых, издатели действительно снизили качество бумаги, чтоб поднять тиражи - это факт. Газета была настолько дешевой, что стоила всего 1 цент (тут же можно говорить о зарождении феномена «penny press», который нашел отражение даже в нашей стране - газета «Копейка»). Во-вторых, как раз в это время и выстрелила «Аллея Хогана». Во время публикаций у Пулицера, в комиксах стал появляться один постоянный персонаж - мальчик лет 8-10, в бесформенной желтой рубахе.

Микки Дуган, или более известный как Желтый Малыш, сразу приковал к себе внимание читателей. По замыслу, Малыш представлял собой самый бедный слой населения - он носил вместо одежды мешок из-под муки, так как не мог позволить себе другого. Причем издатели решили сделать акцент именно на этом мешке, и первое время лишь эта деталь была цветной - методом наложения краски им удавалось получить желтый цвет.







Желтый Микки из комикса в комикс проказничал, высмеивал богатых и нафуфыренных женщин, бывал в центре всех событий «Переулка Хогана». Но самый большой успех ждал его в другой газете. Главный конкурент Пулицера - Херст переманил художника вместе со своим персонажем в свой «Нью-Йорк Джорнал», где как раз миллионная публика и увидела Желтого Малыша во всей красе. Только посмотрите, насколько эти комиксы подробны и продуманны, почитайте, сколько в них политической иронии и в принципе - юмора. Совсем не те, дурацкие комиксы, что мы часами смотрим в социальных сетях.







Стоит сказать, что образ Желтого Малыша содержал в себе много смысла. Тут вам и бедняки, и обида низших слоев на богатых, и отражение америко-японских отношений (у парня явно азиатские черты лица, присмотритесь). Для меня это стало небольшим и радостным открытием - как же умело и продуманно художник и издатель работали над картинками.





Кстати, Пулицер, потеряв своего художника не долго горевал. Он пригласил другого рисовальщика и продолжил публиковать «Переулок Хогана» с тем же Желтым пареньком. Так, две самые популярные газеты печатали примерно похожие истории желтого цвета. И буквально за несколько лет такой перестрелки комиксами, в народе «Нью-Йорк Джорнал» и «Нью-Йорк Ворлд» закрепили за собой кличку «желтых газет». Изначально просто из-за краски. Ну а уж позже, качества этих газет перетекли в наполнение термина «желтая пресса», каким мы его знаем - непроверенные сенсации, «звездные» истории, кричащие заголовки.





Интересно получилось, правда? Как одна идея дала на многие года название тенденции. Жаль, что сам Желтый Малыш канул в Лету. Сейчас в мире ситуация совершенно похожая, и здоровый смех над собой, сарказм по отношению к власти и зажравшимся миллиардерам не помешали бы. Но…кроме тупых рисованных рож нынешние художники, похоже ни на что не способны. Я, конечно, не утверждаю, скорее тенденцию просматриваю.

P.S. Судя по учебникам истории журналистики и вообще истории, тогда, на рубеже веков, было веселое время. Не простое, но всё же не такое посредственное, как сейчас. Но, знаете, мне кажется, что идут какие-то сдвиги. Возможно, страницы газет и интернет-журналов снова запестрят, снова «колючая» мысль запестрит, и не важно в каком виде - в комиксах, демотиваторах, текстах. Может и у нашего времени появится свой «Yelow Kid».

Херст, Пулицер, журналистика, история журналистики, Нью-Йорк, Колонка Голого Колумниста, желтная пресса

Previous post Next post
Up