Начиная с 5 января 1873 года и по сей день в войнах Израиля погибли 22 тысячи 867 человек. Отсчёт начал Аарон Гершлер, репатриант из Австро-Венгрии, погибший в 23 года (в безоружного Аарона в Иерусалиме арабы выпустили 12 пуль) . Провозвестник сионизма ещё не отпраздновал свою бар-мицву, до начала Первой Алии оставалось ещё 8 лет, а евреи уже начали гибнуть, защищая свой дом в Эрец Исраэль...
Третьим погибшим защитником, названным Альтерманом "серебряное блюдце*, на котором вам преподнесли государство Израиль", была женщина, Рахель Хадад-хаЛеви (забитая насмерть в Петах-Тикве 2 апреля 1886 года).
Самым молодым бойцом был десятилетний связной Нисим Гини, застреленный снайпером в 1948-ом и опознанный в 67-ом лишь благодаря молочным зубам.
- Кто последний?
- Я, но за мной сказали не занимать...
Единственный сохранившийся снимок Нисима
В момент начала блокады Иерусалима, 29 ноября 1947, отец семейства Ицхак Гини был на работе, в пекарне, на базаре Махне Егуда, за стенами Старого города. Мать, Мирьям, ослепшая от чёрной оспы, была дома, в Еврейском квартале Старого города, с четырьмя детьми.
Старшая сестра Хая (14 лет) была медсестрой; Натан (12) и Нисим (9,5) были связными и наблюдателями; младший братик Арье (8) был дома с мамой.
Натан Гини, 73 года (фото: Йегошуа Брайнер, два года назад)
Хая вспоминает: "Шошана, мамина подружка, отправилась к командующему с просьбой освободить братьев от службы, т.к. мать осталась одна. Меня и Натана он был готов снять с дежурств, но Нисима он наотрез отказался освободить".
Натан вспоминает: "В тот день Нисим уже вернулся с дежурства и ужинал дома; но кто-то из сменщиков не явился и Нисима снова вызвали. Мама пыталась его отговорить, умоляя остаться дома, ведь постоянно были слышны выстрелы. Но солдат, 10 лет отроду, был категоричен, заявив, что не собирается сидеть дома, пока другие гибнут на улице".
Пуля "дум-дум" смертельно ранила Нисима, попав в челюсть и выйдя из затылка. Хая в тот момент, когда его занесли в больницу, была там... Натан, перенося боеприпасы и услыхав о ранении брата, не поверил своим ушам, ведь брат ужинал дома, после дежурства...
В тот же день, 27 мая 1948 года, была взорвана синагога "Хурва".
Восстановленная синагога Хурва. Апрель 2010
На следующий день, 28 мая, Нисим скончался и пал Еврейский квартал. Восемь человек не успели похоронить... Лишь спустя 19 лет оказалось, что один араб похоронил всех и показал место Натану. Обезображенные останки были перезахоронены на Масличной горе, в братской могиле. Один лишь Нисим был опознан, у всех остальных уже не было молочных зубов.
Прошло немало времени, пока государство соизволило признать Нисима Гини солдатом, погибшем при исполнении.
10 лет пацану было... Вечная память защитнику!!!
Click to view
Слова: Н. Альтерман
Музыка: Нурит Гирш
Исполняет: Йорам Гаон
Серебряное блюдце* - строчка из стихотворения Натана Альтермана, опубликованного 19 декабря 1947 года, в самом начале Войны за независимость.
"Нет такой страны, которую бы народ получил на серебряном блюде"
Хаим Вейцман
... И земля замолчит. Алый отсвет всё выше,
И вдоль дымных границ тихо тает рассвет,..
Мой народ, твое ранено сердце, но дышит...
Принимаешь ты чудо, которому равного нет,
И народ торжествует. Он мечту свою строит,
И восстанет в беде и победе страна.
И навстречу к ней выйдут два юных героя,
Два отчаянных сердца. Двое - он и она.
В гимнастерках простых и в ботинках тяжелых,
Молчаливо пойдут они, силу храня,
И горит на одежде их огненный сполох -
След работы и след фронтового огня.
Так устали они в бесконечной тревоге.
Их еврейскую юность навсегда воспою!
Как стоят они прямо в начале дороги...
Не пойму - они живы или пали в бою.
И тогда мой народ, пронизанный чудом и горем,
Спросит: "Кто вы?" И ответят они. И речь их ясна:
"Мы - то блюдо серебряное, на котором
Вам навеки подарена эта страна"
И замолкнут. Их тени окутает дождь...
Остальное в истории нашей найдешь.
(перевод:
Р. Левинзон)