а ведь так могло бы быть и у нас, в Беларуси.

Nov 25, 2013 01:51

Originally posted by dima_gameland at конец прекрасной эпохи. полный текст здесь: http://www.mybiz.ru/slovenia
Побывав недавно в Словении, я посетил завод TAB, с 60-х годов прошлого века производящий промышленные и автомобильные аккумуляторы, которые экспортирует во многие страны мира, включая Россию. До поездки я ничего не знал о заводе и о Словении, поэтому делюсь свежими впечатлениями и неожиданными соображениями.

Завод TAB находится в горах, недалеко от австрийской границы, в городе Межице. Рядом расположены месторождения свинца, который служит основным сырьем в производстве аккумуляторов, что и обусловило появление завода в этих местах. TAB был типичным государственным предприятием социалистической страны, впрочем, довольно успешным. В 2000 году на заводе прошло полное техническое переоснащение, которое позволило вывести предприятие на современный технологический уровень и производить очень качественную продукцию, востребованную на европейском рынке. Но я хочу рассказать не об этом.

Мое главное впечатление от увиденного - гармоничное сочетание старого и нового, хай-тека и лоу-тека, отсутствие бездумной одержимости новыми технологиями. Например, на заводе есть полностью роботизированный автономный склад огромных размеров, где нет ни одного человека, только роботы-манипуляторы. А там, где это необходимо и выгодно, применяется и ручной труд. У меня было ощущение рационального подхода к автоматизации: деньги не тратятся на инновации ради инноваций, а идет ежедневное постепенное повышение эффективности всех процессов. В этом я вижу символ новой эпохи.

Говоря о новой эпохе, я имею в виду конец безусловного роста богатства Европы, когда у всех настолько высокие зарплаты, что автоматизация становится заведомо выгодной. Мне довелось побывать и на заводе Toyota в Японии, где меня удивила высокая доля ручного труда: роботизации меньше, чем, например, в Германии. Цех сварки автоматизирован, в других цехах - ручной труд. Даже мировой лидер автопрома не увлекается роботизацией так, как, например, американские автопромышленные гиганты типа General Motors в 1980-х и 1990-х годах. Сейчас мы видим, что огромные инвестиции в автоматизацию не оправдали себя, а напротив, привели к потере конкурентных преимуществ и краху отрасли.

Мои наблюдения говорят о том, что европейцы возвращаются к труду, к относительно невысоким зарплатам и вступают в рыночную конкуренцию с другими странами. В этом я вижу здоровый подход. Десять лет назад немыслимо было представить себе в Европе зарплату меньше тысячи евро, за которую люди охотно работали бы. Сейчас это так. В Словении те, кто хотят получать больше - 1,5 тыс. евро, - едут в соседнюю Австрию, но там ждут только тех, кто обладает высокой квалификацией и знает язык. Эпоха многолетнего экономического роста Европы с высоким курсом валюты, который подпитывался не только экспортом, но еще и внешними займами, закончилась. Пришел конец благоденствию, когда на рынке были дешевые импортные товары и ты, как европеец, мог позволить себе довольно хорошо жить, при этом даже не очень хорошо работая. Такая ситуация наблюдалась все 1980-е и 1990-е годы, производительность труда росла не так сильно, как потребление. Некоторые страны и компании по инерции еще живут по старинке, но стагнация последних пяти-шести лет постепенно заставляет европейцев приходить к пониманию, что такое положение вещей закончилось. Если на другом конце мира есть китайские рабочие, чья производительность, может быть, в три раза ниже, чем в Европе, а получают они в десять раз меньше, то нельзя, ничего не меняя, оставаться конкурентоспособными на глобальном уровне. Такая инерция привела к появлению депрессивных районов в Центральной и Южной Европе, Франции, Бельгии, Прибалтике, южной Финляндии и т.д. Правительства европейских стран больше не могут выполнять свои социальные обязательства, как это было еще несколько лет назад, мы все это видим. Ситуация такова, что приходится работать больше, а получать меньше.

Беларусь, бизнес

Previous post Next post
Up