Пришел на днях мой деть из школы и заявляет: "Мама, ну почему так - вот книжка про Тома Сойера и фильм про Тома Сойера мне всегда очень нравились, а как в школе на уроках стали проходить, так сразу так скучно стало
( Read more... )
В любом случае, не так, как сейчас ее проходят. Я изучал английскую литературу в институте, до сих пор ее нежно люблю. Настолько же нежно, насколько не терплю русскую классику ни под каким соусом (за редчайшим исключением). Я, правда, в школе все прилежно читал. А мог бы за грибами лишний раз сходить, это называется.
Можно проходить литературу в школе. Программу я читала с опережением, и поэтому осталось удовольствие от первого чтения, а не сочинения и прочая мертвящая жуть. Кроме того, человек, прочитавший комментарии Лотмана, по-моему, не может невзлюбить "Евгения Онегина". Ну и от уровня преподавания многое зависит. Кабы не мои чудесные преподы в лицее, я была бы уверена, что "Преступление и наказание", "Война и мир", а также "Мы" - это просто гадость. А нет, не просто. Это гадость с большим количеством хитростей, примочек и подвывертов.
При нынешнем уровне образования - малореализуемо. Я, кстати, ЕО не люблю. Но Лотман заставил относиться к нему толерантнее.
Скажем так: если ребенок приучен читать и делает это с удовольствием, школа (даже если с литератором не повезло) ему не помеха. В худшем случае ему не будут нравиться какие-то книги. Но, на мой взгляд, в школьной программе нормальному человеку нравится максимум половина (я не говорю, какая. Кому Пушкин, кому Шолохов, кому Некрасов - но полюбить всех программных авторов нельзя), так что это и нестрашно. Если ребенку читать не нравится - ну все, ну увы. И я уверена, если Ушу скучно на уроке - это не значит, что ему станет скучно, если он через годик решит книжку перечесть.
Вот когда я училась, история про то, как Том красил забор, приводилась ТРИ раза. Во втором, в третьем и в пятом классе. Я озверела от этого бреда.
Да, а вот что мне странно - это программа 1-7 класса. В 8, 9,10,11 последовательно проходят русскую литературу. Но до того - какой-то беспорядочный набор текстов, скучных, по большей части.
Ты перечитала "Вишневый сад"? Слушай, я сучу ногами от нетерпения - ну расскажи хоть по телефону, _про что_ она - потому что я после школы тоже не перечитывала.:) А, нет, вру, я еще спектакль на таганке видела - чуть не уснула, сбежала домой в антракте.:)) Имхо рано его пьесы в школе проходить. Рассказы - да, пьесы, рано. "Дядю Ваню" еще можно - там хоть внешний слой можно понять, а "Три сестры" пройдут не лучше "Вишневого сада".:( Я помню, как года четыре назад читала "Чайку" в метро и хохотала поначалу так, что на меня соседи оборачивались - что за сборник анекдотов она там читает.:))
Ты же знаешь, что у меня отсутствует ламатьяве и я поэтому не умею рассказывать, _о_чем_. О жизни, о людях... о богатстве человеческих отношений. О том, что вот все эти в сущности неплохие люди не умеют найти своего счастья, не умеют любить, не умеют быть бережными друг с другом, и от этого страдают. О том, как трудно возвращаться. Ну как-то так. Мне так трудно сказать, о чем, потому что это ж не детектив с лихо закрученным сюжетом. Настроения там гораздо больше, чем действия. А насчет остального - я все пьесы читала в школе, и мне нравилось все, кроме "Вишневого сада". И подозреваю, что это была именно реакция на то, что "в школе хорошего не проходят" :) (вот точно также, как я перечитала много пьес Островского, и мне нравятся все, кроме "Грозы"). Конечно, тогда оно понималось не так, как сейчас, но скучным не казалось. И рассказы тоже - я вот помню, что из всего Чехова официально мы проходили один рассказ - "Ионыч". Именно он мне и не нравился :) "Вот если бы "Палату номер шесть" в школе проходили!" :) Хотя представь себе, в
( ... )
А "Ионыча" вообще почти никогда не дают хорошо. Мне на подготовительных курсах объяснили, в чем там дело - не знаю, насколько правильно объяснили, но мне понравилось. Там очень сложное подводное течение, очень много намеков. Часть из них связана с медициной, кстати - Чехов-то врач!
Слушай, у нас в школе СОВСЕМ нет подобных заморочек. Литература у них есть, книги они читают, сочинения им задают, но охоту читать эти книги им не отбивают. Нет никаких разборов, образов героев, главных черт характера и всей прочей дури. Они просто читают книги и потом рассказывают, что им запомнилось и чем эта книжка им показалась интересной, что понравилось, что нет.
Может, оно и правильно? Мы примерно так разбирали английскую литературу. Ну, разумеется, еще биографии писателей, обстановка в стране и т.д.... все мои одногруппники, с которыми я периодически вижусь, до сих пор с удовольствием читают английскую литературу. Один из них ее читает, возя с собой в командировки, например. На монтаж АСУ. Маньяк. :)
Вот-вот. Мы с Маэквен на заре туманной юности шутили, что для того, чтобы извести толкинистов, надо начать проходить Толкина в школе. И заставить всех писать сочиненьица "Сравнительная характеристика образов Арагорна и Боромира", "Роль пейзажа в батальных сценах в Пеленорской битве" и "Феанор и Финголфин: кто виноват, и что делать?"
Из русской классики мы с Эльвинг с удовольствием читаем только Достоевского и некоторые произведения Гоголя. А в школе литературу преподают плохо, потому что вместо книги изучаются общественные тенденции в породившем ее обществе, вдобавок книга сводится к клише типа "Онегин -- лишний человек" (помню некий фельетон, как писатели-классики явились слушать, как школьники сдают экзамен по литературе, и Пушкин удрал, услышав слова "Онегин был лишним человеком", после тех же слов про Печорина удрал с экзамена Лермонтов, а про Обломова -- Гончаров :) ).
Comments 48
Я изучал английскую литературу в институте, до сих пор ее нежно люблю. Настолько же нежно, насколько не терплю русскую классику ни под каким соусом (за редчайшим исключением). Я, правда, в школе все прилежно читал. А мог бы за грибами лишний раз сходить, это называется.
Reply
Reply
Ну и от уровня преподавания многое зависит. Кабы не мои чудесные преподы в лицее, я была бы уверена, что "Преступление и наказание", "Война и мир", а также "Мы" - это просто гадость. А нет, не просто. Это гадость с большим количеством хитростей, примочек и подвывертов.
Reply
Reply
Скажем так: если ребенок приучен читать и делает это с удовольствием, школа (даже если с литератором не повезло) ему не помеха. В худшем случае ему не будут нравиться какие-то книги. Но, на мой взгляд, в школьной программе нормальному человеку нравится максимум половина (я не говорю, какая. Кому Пушкин, кому Шолохов, кому Некрасов - но полюбить всех программных авторов нельзя), так что это и нестрашно. Если ребенку читать не нравится - ну все, ну увы.
И я уверена, если Ушу скучно на уроке - это не значит, что ему станет скучно, если он через годик решит книжку перечесть.
Вот когда я училась, история про то, как Том красил забор, приводилась ТРИ раза. Во втором, в третьем и в пятом классе. Я озверела от этого бреда.
Да, а вот что мне странно - это программа 1-7 класса. В 8, 9,10,11 последовательно проходят русскую литературу. Но до того - какой-то беспорядочный набор текстов, скучных, по большей части.
Reply
Reply
Имхо рано его пьесы в школе проходить. Рассказы - да, пьесы, рано. "Дядю Ваню" еще можно - там хоть внешний слой можно понять, а "Три сестры" пройдут не лучше "Вишневого сада".:(
Я помню, как года четыре назад читала "Чайку" в метро и хохотала поначалу так, что на меня соседи оборачивались - что за сборник анекдотов она там читает.:))
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Мы примерно так разбирали английскую литературу. Ну, разумеется, еще биографии писателей, обстановка в стране и т.д.... все мои одногруппники, с которыми я периодически вижусь, до сих пор с удовольствием читают английскую литературу. Один из них ее читает, возя с собой в командировки, например. На монтаж АСУ. Маньяк. :)
Reply
Reply
Reply
Reply
Leave a comment