"Пять мучеников лицея Бюффон", или "Молодая гвардия" на парижский лад...

Mar 12, 2017 18:29

Наверное, такая история существует в каждой стране. Про юность, искренность, веру, патриотизм, мужество перед лицом смерти…

Лицей Бюффон - среднее учебное заведение в Париже, в 15 округе, основано в 1885 году, существует до сих пор…

Действующие лица, ученики лицея Бюффон в 1940 году:
Жан-Мари Артю, родился в швейцарской Лозанне 2 апреля 1925 года. Его отец, вдовец, врач психиатр.
Жак Бодри, родился 7 апреля 1922 года. Единственный сын преподавателя экономики. Самый старший из группы, он успел закончить лицей Бюффон и получить степень бакалавра в 1940 году и готовился к конкурсу для поступления в высшую школу.
Пьер Бенуа, родился 7 марта 1925 года. Сын полицейского офицера и директрисы начальной школы.
Пьер Грело, родился 16 апреля 1923 года. Сын инженера-чертежника. В лицей Бюффон он поступил как раз в 1940 году в предпоследний класс и собирался изучать там испанский язык
Люсьен Легро, родился 11 июня 1924 года. Сын начальника отдела в министерстве финансов, брат художника Жана Легро. Он увлекался поэзией и живописью, был также прекрасным пианистом.


В группе был также шестой участник, Мишель Анеле, которому в момент начала действий было всего 13 лет. Он единственный спасся и выжил благодаря молчанию своих товарищей под пытками. Дожил до старости и умер в 2012 году.

… Первые группы сопротивления начали возникать в парижских школах и лицеях уже в 1940 году. Это были первоначально очень плохо организованные стихийные группы, состоящие из учителей и старшеклассников. Расклеивались антинемецкие листовки, на стенах начали появляться лозунги. 11 ноября 1940 года группа старшеклассников из лицея Бюффон приняла участие в патриотической демонстрации студентов, возлагавших цветы к Могиле неизвестного солдата возле Триумфальной арки. После этого пятеро школьников и один вчерашний выпускник (младшему было 13 лет, старшему 18) организовали подпольную группу, занимавшуюся агитацией. Они стремились убедить в первую очередь своих ровесников в том, что война не закончена и необходимо бороться против захватчиков. Подростки сумели организовать крошечную типографию, в которой печатали листовки и раздавали их. Вскоре у юношей завелись не только подпольные псевдонимы, но и первое оружие…

В 1941 году начались первые серьезные акции сопротивления: сначала саботаж, а затем и вооруженные диверсии. Пятеро лицеистов решили вступить в группу вооруженного сопротивления «Francs-tireurs et partisans» (FTP). В апреле 1942 года преподаватель литературы в лицее Бюффон Раймон Бургар, руководитель одной из групп Сопротивления, был арестован гестапо. Ученики решили протестовать публично. Во время Пасхальных каникул 16 апреля 1942 года они организовали манифестацию. К группе учеников лицея Бюффон, которыми руководил Люсьен Легро, присоединились еще около полусотни учеников других школ. Всего около сотни учеников вышли на улицы, с криком «Освободите Бургара» и пением Марсельезы. Манифестация продолжалась недолго: уже десять минут спустя подростки начали расходиться, но среди них нашелся тайный осведомитель, который успел вызвать полицию. Пятеро членов группы успели убежать, но Легро и Бенуа были узнаны и их имена стали известны властям. Теперь их повсюду искали как «крайне опасных молодых людей», и они были вынуждены уйти в подполье.

Однако этот инцидент только усилил активность молодых людей. Вскоре группа перешла к открытой вооруженной борьбе. В течение следующих трех месяцев они приняли участие в двух террористических актах. Во время одного из них они забросали гранатами немецкого адмирала и его гостей во время приема, но сумели причинить лишь минимальный ущерб. 3 и 4 июня 1942 года Легро, Артю, Бодри и Грело были арестованы усилиями специальной полицейской бригады. Лишь Пьеру Бенуа удалось ускользнуть от облавы. 17 июня они предстали перед специальным судом Парижа за участие в беспорядках, «грабеже, покушении на убийство и преступном сговоре». Юноши были осуждены на «вечные каторжные работы». Однако за покушение на представителя оккупационных войск они были переданы немецким военным властям.

Тем временем Пьер Бенуа присоединился к диверсионной группе франк-тиреров (партизан) неподалеку от Фонтенбло и продолжил борьбу. Он участвует в диверсиях на железных дорогах, в дезорганизации немецких конвоев, в вооруженных нападениях на коллаборационистов. Его разыскивают по всей Франции как руководителя «крайне опасной всегда вооруженной банды террористов». Он попал в руки французской полиции два месяца спустя, 28 августа 1942 года, возле вокзала Сен-Лазар. Юношу долго допрашивали и пытали и наконец передали в руки немецкой полиции. В тюрьме Санте он воссоединился со своими четырьмя лицейскими друзьями.

Тогда же в августе 1942 года семьи четырех лицеистов: Артю, Грело, Легро и Бенуа - были арестованы в числе сотни заложников после очередного покушения на немецкого офицера. Пятая семья, Бодри, в это время не находилась в Париже и избежала облавы. Всем родственникам повезло: в дело вмешался высокопоставленный функционер, друг семьи Легро - и их выпустили. 11 августа 1942 года остальные 88 заложников были расстреляны в форте Мон-Валерьен.

15 октября 1942 года состоялся повторный суд. Немецкий трибунал осудил пятерых лицеистов на смерть. Их перевели в другую тюрьму. Бодри и Легро дважды попытались бежать, но оба раза были пойманы и наконец на них надели железные цепи. После трех с половиной месяцев ожидания 8 февраля 1943 года пятеро лицеистов были расстреляны, а их тела сброшены в общую яму на парижском кладбище Иври-сюр-Сен.

Утром в день смерти пятерым осужденным позволили написать прощальные письма их родным.

Вот эти письма (перевод мой)



Письмо Жана Артю своему отцу

Мой дорогой драгоценный отец,
Я не знаю, ожидал ли ты, что нам придется прощаться с тобой, но я этого ожидал. Сегодня утром мы узнали, что все кончено, итак, прощай! Я знаю, какой это тяжелый удар для тебя, но я надеюсь, что ты достаточно сильный, и что ты сумеешь дальше жить, сохраняя веру в будущее. Работай, сделай это ради меня, продолжай писать книги, которые ты хотел написать, думай о том, что я умираю как француз ради Родины. Обнимаю тебя крепко.
Прощай, мой дорогой,
Жан Артю

Письмо Жака Бодри его родителям

Мои бедные дорогие родители,
Они собираются оборвать мою жизнь, которую вы мне дали, и к которой я так был привязан. Это безмерно тяжело для меня и для вас. Мне повезло узнать перед своей смертью о вашем мужестве. Держитесь, особенно моя милая мама, которую я обнимаю всем своим бедным сердцем. Мои бедные возлюбленные, я принял бой, вы об этом знаете. Я буду смелым до конца. Война скоро будет закончена. Несмотря на все, вы все еще сможете быть счастливы в мире, и немного благодаря мне. А я хочу повернуться к Богу, в сторону от папы и мамы. Я хотел бы еще жить, чтобы любить вас крепко. Увы! Я не могу, какой горький сюрприз! У меня были журналы. Мы умираем с осознанием своей полной победы. Казнь состоится сегодня утром в одиннадцать часов. Я буду думать о вас, о Николь. Увы! Мои прекрасные планы будущего! Пусть она никогда не забудет ни меня, ни моих родителей! Но главное, пусть жизнь продолжится для нее, пусть она наслаждается своей юностью.
Жак Бодри.

Письмо Пьера Бенуа

Мои дорогие родители, дорогие друзья,
Это конец!.. Скоро придут за нами, чтобы расстрелять. Жаль. Умереть с осознанием своей победы, это немного досадно, но что поделать!... Так исполняется мечта мужчин. Нано, помни о твоем братишке. До конца он был чист и смел, и даже перед смертью я не дрожу. Прощай, моя дорогая милая мама, прости меня за все хлопоты, которые я тебе причинил. Я боролся за лучшую жизнь; возможно, однажды ты меня поймешь! Прощай, мой старый папа. Благодарю тебя за то, что ты был так щедр со мной. Сохрани лучшие воспоминания о своем сыне. Малыши, прощайте, я вас любил, как и мои родители. Нано, будь хорошим сыном, ты единственный сын, который у них остался, не будь безрассудным. Прощайте все, кого я любил, все, кто любил меня, все жители Нантуа (родной город Пьера Бенуа - РД) и прочие. Жизнь будет прекрасной. Мы уходим с песней. Мужество. Это не так ужасно после шести месяцев тюрьмы. Мои последние поцелуи всем вам.
Пьер Бенуа.

Письмо Пьера Грело

Дорогие мама, папа и Жак.
Все кончено, наконец. Я буду расстрелян сегодня утром в одиннадцать часов. Бедные любимые родители, знайте, что моя последняя мысль будет о вас, я верю, что умру как француз. Во время этих долгих месяцев я много думал о вас, и я хотел позже подарить вам столько счастья, сколько в состоянии был бы вернуть вам за вашу любовь. Я мечтал о стольких вещах, чтобы сделать вас счастливыми после всех терзаний. Но, увы! мои мечты останутся напрасны. Я обнимаю вас крепко-крепко. Радость вновь увидеть вас мне навсегда запрещена. Вы получите новости обо мне позже. Я обнимаю вас еще и всегда, мои дорогие родители. Всегда храните в своем сердце память обо мне... Прощайте, дорогие мама, папа, Жак, прощайте…
Пьер Грело

Письмо Люсьена Легро

Мои дорогие родители, мой дорогой брат,
Я буду расстрелян в одиннадцать часов вместе со своими товарищами. Мы умрем с улыбкой на устах, потому что это прекраснейший идеал. Я чувствую в этот час, что прожил полную жизнь. Вы мне подарили солнечную юность: я умираю ради Франции, следовательно, я не жалею ни о чем. Я заклинаю вас жить ради детей Жана. Создайте прекрасную семью... В четверг я получил вашу великолепную посылку; я ел, как король. В эти четыре месяца я долго размышлял; экзамен моей совести чист, я всем удовлетворен. Привет всем друзьям и родным. Я вас прижимаю в последний раз к своей груди.
Люсьен Легро.

В 1944 году известный поэт Поль Элюар, друг семьи Легро, написал стихи в память о казненных.
В настоящее время установлена памятные таблички на здании лицея, в честь расстрелянных юношей названы в Париже улица и площадь.

проект "Письма", Вторая мировая война, Франция, ХХ век

Previous post Next post
Up