... Ученик скульптора, бронзовщик, резчик, чеканщик. Один из первых и самых активных последователей Прудона во Франции (я уже писала о том, что среди прудонистов было много квалифицированных рабочих именно таких - полухудожественных, декоративно-прикладных специальностей). Занимался созданием взаимных кредитных обществ "по Прудону", кооперативных союзов, в 1860-х годах стал одним из активистов первых французских профсоюзов, высказывался за легализацию забастовок, вступил в Интернационал и стал во Франции одним из его руководителей. В 1867 году был впервые арестован властями. На процессе членов парижских секций Интернационала произнес яркую речь в защиту требований рабочих, после которой стал очень популярен, провел в тюрьме несколько месяцев и в дальнейшем еще несколько раз подвергался репрессиям.
В 1868 года на конгрессе Интернационала в Брюсселе поругался с представителями школы Карла Маркса - прудонисты отстаивали сохранение мелкой частной собственности, а марксисты требовали ее полного уничтожения. Но во Франции идеи Прудона пользовались гораздо большей популярностью, чем идеи какого-то немца Маркса.
Во время войны и осады Парижа Толен был сначала избран заместителем мэра одного из округов Парижа. А в феврале 1871 года - депутатом Бордосского (позднее соответственно Версальского) собрания. И вот, когда месяц спустя была провозглашена Парижская коммуна - ряд депутатов Версальского собрания, избранных от Парижа, оказались в двойственной ситуации: остаться ли депутатами в Версале или поддержать свободный Париж? Выборы в Версальское собрание, напомню, дали большой перевес "правой": две трети депутатов, выбранных в основном от провинций, представляли в основном монархистов различных оттенков, клерикалов и отчасти бонапартистов. В отличие от провинции, радикальный Париж послал в Собрание в основном радикальных республиканцев и социалистов различных оттенков. И вот люди должны были решить, на чьей они стороне в возникшем конфликте - и казалось естественным, что Толен, старейший прудонист, основатель Интернационала, лидер рабочего движения - что он, конечно, будет с Парижем.
Парижские депутаты определились по-разному. Некоторые - как Делеклюз, Артюр Арну и др. - были избраны членами Совета Коммуны и остались с Коммуной до конца. Другие - Мильер, Рошфор - о которых я писала - вышли в знак протеста из состава Версальского собрания и остались в Париже, избрав путь независимых журналистов, в целом поддерживавших Коммуну, однако и критиковавших ее и под конец имели с ней конфликты. Третьи примкнули к Лиге защиты прав Парижа (см.историю Артюра Ранка) и в течение двух месяцев пытались выступать в роли миротворцев, оказавшихся между двух огней.
Анри Толен (1828-1897), французский социалист и политик
... И только Толен остался членом Версальского собрания (нет, не он один, конечно, были и другие депутаты от Парижа - например, тоже известный социалист Луи Блан, ветеран еще революции 1848 года, но там другая история). Толен наотрез отказался поддержать революцию в Париже, считая, что именно Коммуна ответственна за провоцирование конфликта и развязывание гражданской войны. Все два месяца Толен продолжал заседать в Версале.
На одном из ближайших заседаний Интернационала Толен был с позором исключен из рядов с формулировкой "за предательство интересов рабочего класса" или что-то в этом духе.
И вот, когда версальцы взяли город и после недели боев и расправ все наконец утихло - Тьер в Собрании произнес пафосную речь о победе над мятежниками и о том, что в стране наконец-то воцарились мир и спокойствие. И все депутаты Версальского собрания встали в едином порыве и стали рукоплескать победителю ("Варшава у ваших ног, Ваше Величество!").
... Современники утверждают, что в тот день в Собрании остался сидеть один-единственный человек. Анри Толен.
... В 1880 году Толен был в числе тех, кто голосовал против амнистии коммунарам (но в итоге предложение об амнистии было принято). Впоследствии - видный политик умеренного направления, выступал за легализацию профсоюзов, участвовал в принятии различного социального законодательства.
(я рассказываю в основном об историях нетривиального выбора, а как относиться к героям этих историй - решайте сами)