Прошу прощения за длинный коммент intent_readerJanuary 15 2017, 08:50:26 UTC
Должно быть, чисто по справедливости, "вот какой несгибаемый революционер, даже перед смертью устоял и не покаялся". В смысле, со знаком плюс.
Хочу сказать, что этот пост почему-то что-то во мне задел, я почти заплакала. В смысле, спасибо. И невозможность, в общем, узнать, как было на самом деле, и выбор того, "как было", в зависимости от своих представлений, и при этом оно, разумеется, кажется единственно правильным, потому что мир же так устроен, что всегда "честные атеисты не каются даже перед лицом смерти / подлые атеисты не каются перед смертью, сволочи / подлые лицемеры изменяют своим убеждениям / честные люди перед лицом смерти могут все-таки отказаться от заблуждений", нужное подчеркнуть. И вот это "мы можем беседовать, как друзья", и мирно разговаривал - по-моему, это такой прекрасный вариант, мне кажется, в чем-то даже больший подвиг, чем "исповедовался и причастился". Умение вежливо - перед лицом смерти - разговаривать с "не своим". Пойду по предыдущим твоим постам внимательно про него читать, в общем.
Re: Прошу прощения за длинный коммент indraja_rrtJanuary 15 2017, 21:10:43 UTC
Хм. А в менталитете того времени и того круга как считалось - что в целом лучше беседовать вежливо, или что атеисту приличествует иначе? Ну то понятно, люди разные, но вот в наше время скорее приветствуется уметь первое, а после Октябрьской революции, возможно, второе.
Re: Прошу прощения за длинный коммент naiwenJanuary 16 2017, 02:28:47 UTC
Ну не знаю, это же до Октябрьской революции :) в принципе именно в этом кругу (оппозиционной интеллигенции) определенный нигилизм и эпатаж имел место. Ну а уж кто как его расценивал, могли по-разному современники расценивать.
Я вот примерно такой же расход мнений встречал по поводу смерти Пушкина. "Раскаялся-таки, принял перед смертью священника / вынудили таки умирающего Пушкина причаститься и исповедоваться, довели, гады / испугался смерти, забыл все свои насмешки над религией" и т.д. Ты права, выставление оценок - такая штука... и ох как часто мы к этому бываем склонны, увы
Comments 8
Хочу сказать, что этот пост почему-то что-то во мне задел, я почти заплакала. В смысле, спасибо. И невозможность, в общем, узнать, как было на самом деле, и выбор того, "как было", в зависимости от своих представлений, и при этом оно, разумеется, кажется единственно правильным, потому что мир же так устроен, что всегда "честные атеисты не каются даже перед лицом смерти / подлые атеисты не каются перед смертью, сволочи / подлые лицемеры изменяют своим убеждениям / честные люди перед лицом смерти могут все-таки отказаться от заблуждений", нужное подчеркнуть.
И вот это "мы можем беседовать, как друзья", и мирно разговаривал - по-моему, это такой прекрасный вариант, мне кажется, в чем-то даже больший подвиг, чем "исповедовался и причастился". Умение вежливо - перед лицом смерти - разговаривать с "не своим".
Пойду по предыдущим твоим постам внимательно про него читать, в общем.
Reply
Reply
А в менталитете того времени и того круга как считалось - что в целом лучше беседовать вежливо, или что атеисту приличествует иначе?
Ну то понятно, люди разные, но вот в наше время скорее приветствуется уметь первое, а после Октябрьской революции, возможно, второе.
Reply
в принципе именно в этом кругу (оппозиционной интеллигенции) определенный нигилизм и эпатаж имел место. Ну а уж кто как его расценивал, могли по-разному современники расценивать.
Reply
Reply
Reply
Leave a comment