Историческая справка: "османизация" Парижа в годы Второй Империи.

Oct 16, 2016 19:45

Историческая справка подготовлена для ролевой игры "Время вишен"

Оригинал взят у naiwen в Историческая справка: "османизация" Парижа в годы Второй Империи.
В годы Второй империи с 1852 по 1870 год была произведена масштабная реконструкция Парижа под руководством его префекта - барона Жоржа Эжена Османа (1809-1891). В результате осуществленных им преобразований возникло понятие «османизация», которое обозначает радикальную градостроительную политику, основанную на ликвидации старых кварталов.



Жорж Эжен Осман, префект департамента Сена с 1853 по 1870 год, автор архитектурного плана перестройки Парижа



В годы интенсивного индустриального развития Франции и в первую очередь Парижа население города росло исключительно быстрыми темпами - за семьдесят лет оно выросло почти в четыре раза - с 0,55 млн в 1800 году до около 2 млн в 1870 году. В некоторых кварталах плотность населения достигла 100 000 чел на км. Город оказался не предназначен для такого большого количества жителей: сеть узких кривых улиц, плотно застроенных зданиями, затрудняла дорожное движение, а плохие санитарные условия приводили к частым вспышкам эпидемий. Постепенно представители зажиточных слоев покидали центральные бедные кварталы и переезжали жить в северные и западные предместья. Стремительное обнищание жителей центральных районов и, как следствие, угроза политической нестабильности послужили первопричиной задуманных Наполеоном III и осуществленных Османом преобразований. Известно высказывание Османа: «Для того чтобы вспороть брюхо старому Парижу, этому центру беспорядков и баррикад, надо провести большие улицы, прямые линии которых будут непригодны для обычной тактики местных восстаний». Наполеон III хотел воспрепятствовать повторению народных волнений, подобных июльской революции 1830 года или июньскому восстанию 1848 года: новая планировка города должна была значительно затруднить баррикадные бои.

Идея о необходимости реконструировать старые районы была не нова. Еще в конце XVIII века до Великой французской революции были обустроены набережные Сены. В 1794 году в период Французской революции «Комиссия художников» подготовила проект по прокладке новых просторных и прямых улиц. При Наполеоне I началось строительство проспекта вдоль сада Тюильри, впоследствии ставшей улицей rue de Rivoli: участок, примыкающий к Ратуше, был закончен уже в годы Второй Империи.
В конце 1830-х годов префект Рамбюто осознал проблему недостающей гигиены и перегруженности дорог перенаселённого центра Парижа. Благодаря миазматической теории возникновения болезней было решено «заставить воздух циркулировать» и «обеспечить парижанам воду, воздух и тень». Толчком к этому решению стала эпидемия холеры 1832 года, которая унесла жизни 20 000 парижан. Рамбюто был готов к претворению планов в жизнь, однако имел лишь ограниченные полномочия из-за отсутствующего закона об экспроприации имущества.

Наполеон III решил продолжить работу Рамбюто. Находясь в Лондоне в 1846-1848 годах, он имел возможность убедиться в том, какие изменения претерпела столица Великобритании, благодаря промышленной революции: внешний облик города преобразился, появилась канализация, были созданы огромные парки. Кроме того, в первые годы своего правления Наполеон пытался решить социальный вопрос и улучшить жилищные условия рабочего класса. Благодаря Наполеону, в 1851 году в квартале Рошшуар (la cité Rochechouart), который сейчас находится в 9 округе Парижа, появилось 86 первых построек социального жилищного сектора. Для воплощения своих замыслов по переустройству столицы Наполеону посчастливилось найти единомышленника - Жоржа Османа, которого он назначил в июне 1953 года префектом Сены.

При Османе восторжествовал «культ оси»: исторические границы тех или иных памятников и сами памятники нередко приносились в жертву новой планировке. Для обеспечения движения транспорта Осман проложил широкие проспекты сквозь существующие кварталы. На месте запутанных узких улочек, переулков и тупиков возникла геометрическая сеть широких, прямых и светлых авеню и бульваров. Ширина бульваров доходила до 30 м, что было удивительно для парижан.



Проспекты, созданные Османом в центре города в 1850-1870 годах

С севера на юг протянулась сквозь город практически прямая ось от Севастопольского бульвара до бульвара Сан-Мишель. Рядом с Шатле северо-южную линию пересекает одна из длиннейших улиц Парижа - улица Риволи, продлённая Османом до улицы Сен-Антуан. Также были построены бульвары в западном и восточном направлениях. Вдоль проспектов были высажены каштаны, подчёркивающие симметричность обновлённого города.



Ночные работы над реконструкцией улицы Риволи, освещаемые электрическим светом. 1854 год. Исторический рисунок



Реконструированная Улица Риволи. Фото 1855 года

Барон Осман продолжил работу над Большими бульварами, созданными во время правления Людовика XIV. Он не только расширил их, но и построил несколько новых осей, как например, бульвар Ришар-Ленуар и бульвар Осман.
Старейшая часть Парижа, остров Сите, была практически полностью перекроена Османом. Были снесены все постройки между королевским дворцом (ныне комплекс Консьержери и Дворца правосудия) и собором Парижской Богоматери, а на их месте сооружены здания префектуры полиции и коммерческого трибунала. Старое здание госпиталя Отель-Дьё, ранее располагавшееся частично на острове и частично на левом берегу, было снесено и заменено на более вместительное (площадью 3 га ) несколькими метрами дальше. Между новыми зданиями были проложены три прямые улицы, переходящие в мосты, соединяющие остров с обоими берегами Парижа.
Площадь Звезды приняла при бароне Османе свой окончательный вид - от нее лучами расходятся 12 проспектов, названных в честь маршалов Франции или в честь побед, одержанных французскими войсками.



Площадь Звезды - современное фото сверху

Все вновь возводимые здания - и в плане высоты (не более 17,55 метра) и в плане стилистики - подчинялись жестким архитектурным правилам, а оттого становились однотипными.
В целях борьбы против антисанитарии Осман инициировал работы по созданию разветвленной системы канализации, а также парков и садов. В результате появились парк Монсури на юге Парижа, парк Бют-Шомон - на севере. В Венсенском и Булонском лесу были проведены работы, чтобы сделать их более удобными для прогулок.
По современным подсчетам, архитектурный облик Парижа изменился при Османе на 60%. Кроме того, столица Франции также претерпела административные изменения: в 1860 году к нему был официально присоединен ряд рабочих предместий - например, Монмартр и Пасси. Вместо 12 прежних округов в столице стало 20 округов. В каждом из них было построено современное здание мэрии.



Схема старых и новых округов Парижа, присоединенных в 1860 году

Реформы Османа потребовали привлечения очень крупных финансовых вложений. Дважды Наполеон III прибегал к выпуску государственного займа на общую сумму в 510 миллионов золотых франков, а также использовал средства частных инвесторов. Государство сначала насильно выкупало у владельцев дома или территории, на которые распространялся план реконструкции города, затем строило там новые здания и улицы со всей инфраструктурой (водой, газом, канализацией) и, наконец, перепродавало участки заново, тем самым получая средства для погашения государственного долга. Но к 1870 году дыра в государственном бюджете все равно достигла устрашающих размеров в 1,5 миллиарда франков, что во многом дискредитировало градостроительную политику Османа.

При жизни барона Османа яростно критиковали современники и даже сравнивали его с легендарным предводителем гуннов Аттилой, войска которого крушили все на своем пути. Особенное недовольство выражала французская интеллигенция, возмущенная разрушением исторического облика средневекового города. К тому же Османа и его сотрудников обвиняли в коррупции и многочисленных хищениях. После перепланировки города социальное расслоение не было уничтожено - а, напротив, усилилось: теперь большинство низших слоев было вытеснено в новые округа, на окраины рабочих предместий, а в перестроенных центральных округах селились в основном обеспеченные буржуа.

Франция, РИ

Previous post Next post
Up