Революция возникает обычно тогда, когда власть не успевает отвечать на изменившиеся запросы общества. Мне кажется (и это очень актуально на сейчас), что революция, в отличие от бунта, происходит при третьем дополнительном условии: когда хотя бы у части запрашивающего общества есть какая-то более-менее осознанная альтернатива. Когда они могут себе ясно представить картину, отвечающую изменившимся запросам. У большевиков (вот эта сила, как ее ни называй), к примеру, такая картина была. И складывали они ее из кусочков лет этак сто пятьдесят. И далеко не в одиночку.
А сейчас немного другая ситуация даже со скоростью осознания обществом своих запросов. Со скоростью осознания обществом вообще, в каком мире, перед какими вызовами оно находится. Когда выходит дядечка-лектор в возрасте эдак сильно за шестьдесят и между делом, мимоходом упоминает, что наши внуки, они не с триди принтером будут дома играть, а с репликатором живых существ, я понимаю, что обществу надо срочно бросать все занятия, садиться в тазик со льдом и переосмысливать, переосмысливать, что же такое ЖИЗНЬ вообще, и как к ней относиться, прежде чем давать любопытному школьнику в руки возможность туда-сюда реплицировать червякослона. И как вообще этот грядуший репликатор вкупе с сопутствующими ему изобретениями повлияет на человечество, и будет ли оно тогда человечеством вообще? Все это задачи на ближайшие годы, а у нас и на Западе-то конь не валялся. А не успеем осознать, намотает нас и расплющит. Но, кажется, это уже совсем другая история...
Мне кажется (и это очень актуально на сейчас), что революция, в отличие от бунта, происходит при третьем дополнительном условии: когда хотя бы у части запрашивающего общества есть какая-то более-менее осознанная альтернатива. Когда они могут себе ясно представить картину, отвечающую изменившимся запросам.
У большевиков (вот эта сила, как ее ни называй), к примеру, такая картина была. И складывали они ее из кусочков лет этак сто пятьдесят. И далеко не в одиночку.
А сейчас немного другая ситуация даже со скоростью осознания обществом своих запросов. Со скоростью осознания обществом вообще, в каком мире, перед какими вызовами оно находится. Когда выходит дядечка-лектор в возрасте эдак сильно за шестьдесят и между делом, мимоходом упоминает, что наши внуки, они не с триди принтером будут дома играть, а с репликатором живых существ, я понимаю, что обществу надо срочно бросать все занятия, садиться в тазик со льдом и переосмысливать, переосмысливать, что же такое ЖИЗНЬ вообще, и как к ней относиться, прежде чем давать любопытному школьнику в руки возможность туда-сюда реплицировать червякослона. И как вообще этот грядуший репликатор вкупе с сопутствующими ему изобретениями повлияет на человечество, и будет ли оно тогда человечеством вообще?
Все это задачи на ближайшие годы, а у нас и на Западе-то конь не валялся. А не успеем осознать, намотает нас и расплющит.
Но, кажется, это уже совсем другая история...
Reply
Leave a comment