Большинство и меньшинство...

Sep 21, 2016 20:41

Это называется - я читаю исторические материалы для собственной ролевой игры и по ходу записываю впечатления
(на всякий случай: это мои личные впечатления, они не обязательны для прочтения игроками и не являются выражением позиции мастерской группы).

В общем... с чего бы начать? Я мало интересуюсь историей идей. Меня гораздо больше интересует история людей. Идеи меня интересуют сильно постольку, поскольку в них отражаются человеческие судьбы. Но интересно, что некоторые идеи, по-видимому, привлекают людей определенного типа. Вот, например, во Франции второй трети девятнадцатого века идеи Огюста Бланки привлекают людей... разных. Умных, ярких, талантливых... но иногда совершенно отмороженных (к этому может быть еще вернусь). А вот похоже, что анархистские идеи Пьера Прудона, как магнитом притягивали к себе исключительно хороших людей. Вот прямо таких, знаете - с крылышками. Собственно говоря, в дни моей советской юности Прудона, помнится, причисляли к утопическим социалистам (утопическими социалистами были все представители социалистических учений, кроме Маркса - если кто-то этого не помнит). В некоем отдаленном идеале Прудон мечтает о безгосударственном, бесклассовом обществе, основанном на свободной федерации самоуправляющихся общин, коммун и кооперативов. Вот до сего дня при всем колоссальном техническом и социальном прогрессе за последние 150-200 лет наше общество ничего подобного пока еще не достигло - и фиг его знает, достигнет ли. Я так склонна думать, что постепенно общество будет двигаться примерно именно в этом направлении, но уж наверное не быстро, и в середине XIX века - точно без шансов. У Прудона и его последователей в голове масса каких-то сложных экономических теорий, в которых я не разбираюсь - какие-то взаимные потребительские кредиты, обменные банки, черт знает что такое, люди этим серьезно занимаются. Но интересно то, что они не просто отвлеченные от жизни теоретики, они это все в разных формах пытаются практиковать. Они создают какие-то рабочие столовые. Общества взаимного кредита. Рабочие кооперативы. Кружки самообразования. На исключительно добровольной осознанной основе. Имея перед глазами исключительно радикальный (по тогдашним, да и по нынешним временам) общественный идеал, они совершенно несклонны к сколько-нибудь радикальным действиям. Революция в понимании прудонистов - не одномоментный акт, а непрерывный процесс.

Медленно, медленно, медленно. Снизу, снизу, снизу. Они никуда не торопятся. У них в запасе есть почти вечность - двадцать лет или двести, когда-нибудь. И вот когда в каждой, прости Господи, дыре, появится рабочая столовая, в каждом задрипанном городишке - сеть добровольных кооперативов, в каждом квартале - кружок самообразования, вот тогда - тогда мы получим совершенно другое общество, общество сознательных ответственных граждан, способных к самостоятельному самоуправлению и самостоятельному хозяйствованию, без палки надсмотрщика и дорогостоящего бюрократического аппарата. Это идеальная утопия. Но эти невыносимо прекрасные люди делают, по сути своей, колоссальную муравьиную работу - они качают, качают, качают то самое гражданское общество, те самые нити горизонтальных связей, о необходимости которых столь много говорится сегодня (да, дорогими единомышленниками - да, Ринглин ringlin, это пост для тебя).

И тут - херак! кирпич на голову! - война, экономический кризис, цепочка переворотов и восстаний - и в результате всего этого бардака в Париже избирается муниципальный совет, известный как Парижская коммуна, и пара десятков вот этих вот неспешных прекрасных людей (которые успели зарекомендовать себя в своих кварталах успешным созданием всяких столовых и потребительских обществ) избираются в депутаты. Пара десятков из примерно 70 человек. Из того, что я уже изложила, вы можете себе представить, что эти люди не только не "стремились во власть" - у них в головах вообще нет представления о власти в нашем с вами привычном понимании. У них власть со столовой начинается, а не с кресла в парламенте. Но раз уж прошли во власть - то чего-то же с ней делать надо, например быть ответственными перед избирателями.

И тут выясняется, что как минимум эти двадцать человек и остальные пятьдесят существуют примерно как в параллельных вселенных.

(продолжение потом допишу).

Франция, параллели и меридианы, не про политику, Парижская коммуна

Previous post Next post
Up