Sep 10, 2016 09:11
Следующий пункт - развалины древнего замка в Крево. Замок в Крево считается древнейшим в этих местах - начало постройки относится к 13 веку. Здесь тоже происходили разные легендарные события - в частности, по преданию именно здесь великий князь Ягайло убил своего дядюшку Кейстута - претендента на престол. Но сыну Кейстута, будущему великому князю Витовту, удалось сбежать от преследовавших его убийц, переодевшись в женское платье.
Именно здесь, в замке Крево, была заключена в 1385 году Кревская династическая уния, положившая начало крупнейшему средневековому государству Восточной Европы.
Развалины в Крево сохранились еще хуже, чем развалины в Гольшанах. Здесь только остатки бесформенной крепостной стены без какого-либо следа внутренних помещений. "Здесь все начиналось и здесь все закончилось" - во всяком случае кажется, что именно для этого места все уже закончилось. Никаких особенных планов по реставрации в Крево, кажется, не существует. Местные жители потихоньку растаскивают древние стены на кирпичи. "Так проходит слава земная", - именно это почему-то хочется назидательно сказать при виде Кревских развалин. Возле остатков замка стоит ларек с сувенирами - в будний день здесь совершенно нет никаких покупателей, одинокая продавщица раскладывает на прилавке многочисленные глиняные фигурки, колокольчики и магниты (кстати, очень красивые) и явно скучает. Она страшно обрадовалась, когда я пришла к ней выбирать магниты, но сдачи с больших купюр у нее не было (и конечно никакие банковские карточки на таких сувенирных развалах "в чистом поле" не работают), поэтому, чтобы как-то разойтись со мной по деньгам, она мне втюхала три магнита вместо одного.
Из Крево мы едем в Залесье - дом-музей Михаила Клеофаса Огинского. Найти усадьбу, затерянную между лесами и мелкими деревнями, оказывается не так-то легко. Как реконструировали дворянский дом, мне совсем не понравилось - у него очень новодельный вид, хотя казалось бы усадьбу начала девятнадцатого века можно было бы отреставрировать в более аутентичной виде, нежели средневековый замок, все-таки она не была настолько разрушенной. Парк вокруг сделали красивый, с фонтанчиками, беседками. Сам музей тоже не показался слишком интересный - восстановили несколько комнаток с якобы жилыми интерьерами, развесили на стенах портреты и фотокопии разных документов. Нормальной внятной информации почти нет - тут уж пусть либо пускают только с экскурсией, либо пишут на стендах внятные пояснения к экспонатам. Это ладно, я знаю, кто такие Чарторыйский, Одынец, Ходзько, Шимановская и прочие прекрасные люди (и то я не всегда знаю и соображаю, как они связаны в Огинским), а что знает рядовой посетитель, кроме того, что был такой "великий сын белорусской земли Михаил Огинский, который написал полонез Огинского?". Вообще музеи Белоруссии немножко скучноватые, очень еще такие советские. Никаких тебе интерактивных технологий, повесили картинки на стены и все. Ну музыку Огинского, правда, включают. Кафешку в оранжерее сделали.
Какую-то живую информацию можно было получить только в маленьких негосударственных музейчиках, где рассказывали сами неравнодушные владельцы или смотрители, как в еврейском музее в Новогрудке или в частном музее в Немново. А в этих государственных музеях служителям как-то пофиг на то, что ты тут узнаешь, ходят только и смотрят, чтобы экспонаты руками не трогал. Ну ладно, музыку немного послушали (на концерт бы сюда хорошо сходить), прогулялись по парку и уехали.
В соседнем городке Сморгонь осмотрели большой красивый православный Преображенский собор и старый костел. Во дворе костела надгробие: "ксендз такой-то, зверски убит в июне 1942 года". Кем убит, почему убит - не сказано. Судя по дате - в данном случае скорее всего немцами. Но может быть и какими-то партизанами - в здешних краях все было столь причудливо, что уже ничему не удивляешься.
... Один из красивейших костелов в здешних местах - в местечке Гервяты. Собор неоготический, идеально отреставрирован, а вокруг него стараниями местного настоятеля, проявившего редкую менеджерскую хватку и талант в выбивании денег, разбит целый парк с роскошными цветниками, статуями апостолов, скамеечками. Интересно то, что в этом соборе служба проводится в основном на литовском языке (здесь анклав местных литовцев), и настоятель - сам литовец или во всяком случае имеет литовские корни. В соборе сделаны витражи с мозаикой в виде многочисленных ликов различных святых, и рассказывают о том, что когда настоятель собирал пожертвования на реставрацию костела и на эти витражи, то он у каждого жертвователя просил пожертвовать именно на его "именного" святого покровителя. "Я, признаться, тут тоже пожертвовал на Святого Андрея", - рассказывает нам наш водитель. При нас во дворе работают двое садовников - подстригают кусты, ухаживают за цветами. И видно, что им приятно, когда мы хвалим сад и собор. "Красиво ведь сделали, да? Душа радуется!"
... На обратном пути заезжаем в деревню, в которой традиционно живут местные цыгане. "Посмотрите, вот дом местного цыганского барона. Видите, тут у него все богато - для красоты сделал во дворе пальмы из пивных бутылок. А вообще цыгане тут тихие, никому не мешают". Последний костел, в который мы зашли, был маленький и деревянный. После предыдущих роскошных казался совсем простым. Но здесь было очень тихо, сидела всего одна бабушка в платочке и можно было просто посидеть и помолиться...
Собственно, на этом "круг-земли-у-Немана" закончился. Сегодня еще идем прогуляться по Гродно, в пять вечера у меня обратный поезд в Москву, а Индрая уезжает в Вильнюс завтра утром на автобусе.
Мы сознательно не доехали до больших раскрученных туристических замков в Мире и Несвиже, предпочтя поездки по малым городам и местечкам. Конечно, если бы имели дней чуть побольше, то могли бы съездить и туда, хотели съездить еще в Беловежскую пущу - но время ограничено (да и деньги тоже, так как за машину все-таки приходилось платить не так дешево, но оно того стоило).
Надеюсь, я вас развлекла немного описаниями нравов пограничных земель.
Беларусь,
путешествия