Для меня это, в том числе, "дружба народов" - это отсутствие такого... бессознательного бытового шовинизма, когда человек не задумываясь лепит оскорбительные ярлыки, даже не сознавая, в чем, собственно, баг("гуталинщик", "узкоглазый" и т.д. - "а чо я такого сказал-то?!"). Я понимаю, что, несомненно, есть проблемы гораздо более серьезные, но вот конкретно этот рефлекс - обозвать, оскорбить - при всей своей мелочности мне всегда казался каким-то исключительно мерзким.
Я бы сказал, что, во всяком случае, сокращение бытовой, чисто человеческой агрессии может стать заделом для дружбы. В широком смысле - как товарищества, сотрудничества, взаимопомощи и т.д. Нет, я понимаю, что можно пренебрежительно сказать французу: "Эх ты, лягушатник", а потом отдать ему свою шинель и поделиться последней порцией хлеба... и так бывает, да :). Впрочем, бытовая агрессия - в чем-то моя больная тема; всё кажется, что, если ее убрать, то сразу решится множество проблем :)
Ну, естественно, без бытовой агрессии гораздо лучше. У нас-то и без других народов между собой бытовой агрессии выше крыши (такого уровня бытовой агрессии, как в Москве, нигде, кажется, больше не видела) Опять-таки, поделиться последней порцией хлеба - это тоже не дружба. Поделиться куском хлеба можно и с совершенно посторонним человеком, а после этого не желать с ним общаться и не иметь ничего общего.
Дружить или враждовать могут и отдельные люди, и социальные общности, и этнические общности. Причём взаимоотношения государств и соответствующих государствообразующих народов вовсе не обязательно коррелируют. Например, СССР и Болгария могли находиться по разные стороны фронта, но русские и болгары по-прежнему оставались братушками.
А ан масс я, например, любого человека по умолчанию, пока он не проявил по отношению ко мне явно агрессивных намерений, воспринимаю как доброжелательно настроенного. Но это же не значит, что у меня миллиард друзей на земном шаре.
Вот я не понимаю, что такое дружественный народ. Если это только не любой народ, в котором мы в данный момент не находимся в состоянии открытой объявленной войны.
Это народ, к представителям которого представители другого народа испытывают взаимную безотчётную симпатию и проявляют готовность бескорыстно помочь в беде. По Гумилёву - этническая комплиментарность.
Любые народы это прежде всего составляющие их люди. Поэтому дружить, конечно, могут только люди. Потому что это именно их свойство. А говорить о дружбе русских, скажем, с китайцами это примерно то же, что говорить о дружбе всех одноглазых со всеми горбатыми. Ну, ИМХО.
А тут интересный вопрос, насколько народ вообще бывает субъектом (и не через какой-либо референдум, а в таких эмоциональных вопросах, которых переживает именно личность). По опросам можно посчитать, к какому народу какя-то часть представителей другого народа испытывают симпатию. Но испытывают её всё равно а) отдельне люди, б) к некоему конструкту - имиджу того народа в своём воображении.
А в пять лет, пока я ещё конформистически следовала идеалам социалистического общества, я очень любила рисовать "дружбу народов" по подобию картинок, где дети всех рас, зачастую в пионерских галстуках, держатся за руки :))
А вот то отстутствие бытовой ксенофобии - даже не желания как-то обзывать, а того внутреннего щелчка, предупреждения, что тут "чужой", возможно "неприятный" - на мой взгляд нназывается "толерантностью", "доброжелательным приятием разнообразия". Это не "дружба народов" в теории, этому иногда ещё надо учиться...
Comments 54
Reply
Reply
Reply
Опять-таки, поделиться последней порцией хлеба - это тоже не дружба. Поделиться куском хлеба можно и с совершенно посторонним человеком, а после этого не желать с ним общаться и не иметь ничего общего.
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
А в пять лет, пока я ещё конформистически следовала идеалам социалистического общества, я очень любила рисовать "дружбу народов" по подобию картинок, где дети всех рас, зачастую в пионерских галстуках, держатся за руки :))
А вот то отстутствие бытовой ксенофобии - даже не желания как-то обзывать, а того внутреннего щелчка, предупреждения, что тут "чужой", возможно "неприятный" - на мой взгляд нназывается "толерантностью", "доброжелательным приятием разнообразия". Это не "дружба народов" в теории, этому иногда ещё надо учиться...
Reply
Leave a comment