После Кровавого воскресенья... (1905 год в городе Лодзь)

Jul 17, 2015 20:23

...Этот пост я давно обещала Нине Тян nina_tian - и, в принципе, не знаю, когда бы еще его сделала, но меня спровоцировали обсуждения у Хэлки Ровенион по поводу революции 1905 года, вот эти ( Read more... )

ХХ век

Leave a comment

halszka_grodno July 18 2015, 14:29:06 UTC
.....Очень интересно написано, спасибо. А судя по Вашему комментарию - следуете совершенно разумному принципу Джона Дьюи: "Если я чём-то не знаю, то пишу об этом книгу. Очень помогает" :) Мне тоже иногда доводится, правда не книгу, конечно, следовать.
.....Вы знакомы с произведением польской классики, романом Владислава Реймонта "Земля обетованная"? Рабочая текстильная Лодзь, страшные условия жизни рабочих и в неприглядном виде показанные молодые предприниматели-искатели приключений, старающиеся на этом нажиться. Там, правда, немного более раннее время: 1870/1880-е годы. Вещь настолько тяжёлая, что, честно скажу, я на середине оставила.
.....О 1905-м годе в Польше я больше всего узнала из "Дневника узника" весьма примечательного автора, Феликса Эдмундовича Дзержинского, написанного в Варшавской цитадели как раз между арестом в декабре 1906 года и освобождением в октябре 1907 года. Я, прочитав, прониклась к автору. А вскоре после моего прочтения я посмотрела советско-польский фильм "Особых примет нет" с Петром Гарлицким в главной роли по книге (не читала) Юлиана Семёнова "Горение" как раз об этом периоде жизни Дзержинского. Феликс Эдмундович - тот из ленинской гвардии, кому я симпатизировала дольше всего. В частности, мой прадед, единственный из прадедов, которого помню, прошедший в 1947-1953 году через лагерь в Сибири, рассказывал в годы перестройки, когда стало можно рассказывать, как там он встретился и разговаривал с врачом, лечившим в Москве Дзержинского в последние годы его жизни. Тот бывший врач говорил, что на запястьях и над щиколотками пациента на всю жизнь оставались фиолетовое-рыжие пятна от кандалов, и что - молодой тогда врач - мысленно хотел целовать эти следы, настолько личность Дзержинского на него производила впечатление.
.....Здорово, что памятник в Лодзи сохранился. Я была, единственный раз в 2005 году, в Лодзи как раз в День Праздника "Солидарности" (годовщина начала гданьских забастовок), и мы там наткнулись на уличный митинг с громкоговорителями и флагами за снос стелы.

Reply

naiwen July 18 2015, 14:38:30 UTC
Я фильм Вайды по этому роману смотрела. А сам роман Реймонта все собиралась прочитать, но никак не соберусь. Да, это как раз про становление вот этой фабричной Лодзи.
А насчет сноса памятника, я так понимаю, что отношение к событиям 1905 года в современной Польше двойственное. С одной стороны, это вроде как тоже этап борьбы за независимость и свои права. С другой стороны, левые идеи в пост-социалистических странах себя дискредитировали потому, что ассоциируются с навязанным им сталинским и последующим коммунистическим режимом. Поэтому пройти вот между этой Сциллой и Харибдой и найти разумную позицию им сложно, но вот я как раз пересказала статью историка, который как-то разумно подошел к истории вопроса. При этом они поклоняются Пилсудскому, который сам исходно был социалистом и партия социалистов в революции 1905 года активно участвовала.

Reply

halszka_grodno July 18 2015, 15:28:13 UTC
.....Из любопытства - кто этот историк? А также - чей портрет на аватарке к основному тексту?
.....Относительно сноса памятников - лет двадцать назад исключительно интересный политик в новейшей истории Польши Мечислав Раковский, к сожалению ныне уже ушедший из жизни, написал, что Польша стала страной войны памятников. Нигде в Европе коэффициент сноса и возведения новых памятников по отношению к населению и территории страны не был на тот момент так высок, и нигде вопрос их сноса и возведения не вызывал таких страстей, как в Польше. Из моего скромного опыта периодических поездок в Польшу, по моим субъективным наблюдениям там всё, что хоть как-то напоминает Россию, для немалого числа граждан лучше всего снести. В этом плане на меня, католичку, немалое впечатление в своё время произвёл прочитанный факт, что в двадцатом столетии тремя крупнейшими намеренными разрушениями христианских святынь в Европе были, в очерёдности размеров от наибольшего, православный Храм Христа Спасителя в Москве, православный Александро-Невский собор в Варшаве и православный Александро-Невский собор в Москве.

Reply

naiwen July 18 2015, 16:57:44 UTC
Кто историк - сейчас не скажу, так как оригинал статьи остался у меня на работе, и я не помню фамилии (она мне ничего особенно не говорит).
На аватарке фотография Анны Васильевны Якимовой - члена Исполнительного комитета "Народной воли", эту аватарку я использую для постов, связанных с историей периода примерно с 1870-х годов до революции (для более ранних периодов я использую другие аватарки)
Ну да, понятно, что вместе с водой нередко выплескивали ребенка. И Александро-Невский собор жалко. Это все печально - но, увы, закономерно.

Reply

halszka_grodno July 19 2015, 13:29:30 UTC
.....Спасибо за просвещение. Я на Вашей странице и из Ваших комментариев много нового для себя узнаю. И собираюсь впредь. :) . Народовольцев я сколько-то имён помню, но об Анне Васильевне Якимовой-Диковской даже не знаю, слышала-читала ли.
.....Я только сейчас в списке Ваших тэгов увидела Народную волю, она в кавычках, не по алфавиту, поэтому в самом начале. Масса записей, буду постепенно знакомиться.
.....Вопрос про вопросы: можно я Вам буду достаточно много вопросов - постепенно, конечно - задавать по этой теме? При этом меня больше всего будут интересовать, полагаю, Ваши оценки. Вы первый народоволец двадцать первого столетия, которого мне доводится узнать. Тем более, что тех полуторавековой давности не осталось давно.

Reply

naiwen July 19 2015, 13:50:19 UTC
вопросы задавать, конечно, можно :) но не факт, что я всегда и на все буду отвечать. Тем более оценки - мне кажется, мои оценки достаточно ясны из совокупности того, что я пишу, а давать дополнительные объяснения - как правило, означает провоцировать ненужные бессмысленные споры, так как взрослые люди давно определились со своими оценками, политическими взглядами и проч.
Но на что-то я, конечно, смогу ответить.
Насчет же "первый народоволец" - вы правда полагаете, что если я пишу о народовольцах, то я народоволец, если я пишу о декабристах, то я декабрист, а если я пишу о поляках - то я, вероятно, поляк? :))
Насчет "тех полуторавековой давности не осталось давно" - среди народовольцев были удивительные долгожители, прожившие по 90 лет и умершие в 1940-х годах - та же Якимова, Вера Фигнер, Морозов и др.

Reply


Leave a comment

Up