May 07, 2015 20:50
с утра я твердо решила дойти, наконец, до музея Мицкевича. Я до него дошла, но после пары часов блужданий - в данном случае не потому, что заблудилась, а потому, что все время по дороге попадалось что-то еще интересное. В частности, по дороге в старый город я свернула на улицу Траку и там обрела комплекс францисканского монастыря (разрушен при незабвенном Михаиле Николаевиче Муравьеве, сейчас в состоянии "начали реставрацию, но денег не хватает"). Покрутилась там, сфотографировала памятник литовскому кардиналу (Индрая сказала, что сама толком не знает, кто он такой)
Оттуда пошла в старый город. Не доходя до искомого переулка, свернула в другом месте - потому что вдали увидела неопознанную барочную колокольню. Это оказался еще один ободранный нереставрированный костел - может быть, его приведут в порядок. Рядом оказался музей Чюрлениса - я в него хотела зайти, но он оказался закрыт (хотя по времени вроде бы должен был быть открыт, однако на мой звонок никто не открывал).
В общем, наконец я пришла в музей Мицкевича. Тамошней смотрительнице я явно сделала день. Я ей сразу сказала - мол, не пугайтесь, я тут буду торчать долго, потому что это мой исторический период, я тут буду разглядывать каждую открыточку, читать каждое письмо и вообще развлекаться. Надо сказать, что я не большой поклонник именно Мицкевича - мне нравится только "Пан Тадеуш", а все остальное - мимо меня. Но меня увлекает история филоматского братства - это такие удивительные истории, созвездие судеб людей, которых раскидало от Чили до Монголии, и большинство из которых везде - в ссылке, в эмиграции, в Тобольске, Оренбурге, Петербурге, Москве оказывались людьми исключительно деятельными, талантливыми и позитивными. И я об этом еще недостаточно писала здесь в журнале, надо исправиться и написать побольше. В общем, открыла мне эта дама комнату филоматов, тут уж как мы стали с ней говорить наперебой, я стала рассказывать про Тобольскую и Оренбургскую ссылку, про губернатора Перовского, про Мошинского и его тобольскую библиотеку. Восторженно разглядывала фотографии старенького Домейко с детьми.
- Вот, - говорит мне эта дамочка, - наконец-то пришел человек, которому сюда и правда было надо. А то приводят учеников польских гимназий, они тут для галочки, ничего не знают, ничем не интересуются.
Оттуда я прошла в соседний музей церковного искусства (там еще какой-то музей янтаря рядом, но я туда не хотела - подозреваю, что там больше коммерческий бутик, чем музей). Музей открыли сравнительно недавно, в 2009 году (как раз мы тут были в последний раз в 2008 году и костел XVII века, в котором теперь этот музей, был на реставрации). Музей по местным меркам дорогой - 4.5 евро (в другие музеи вход 1-1.5 евро). Выставлены красивые вещи из сокровищницы кафедрального собора и других соборов Литвы - культовые предметы, вышитые облачения, для любителей красивого ювелирного и декоративно-прикладного искусства (впрочем, самую шикарную коллекцию такого рода видела раньше в Праге в Лоретанском монастыре). Отдельно в подвале открыли выставку реставрированных картин и икон с изображением Мадонны, тоже из местных церквей. Изображения в основном поздние, XIX-начало ХХ века, и большинство, конечно, представляют исключительно этнографическую ценность - хотя есть и интересные картины. В этом музее тоже была восторженная смотрительница, которая не дала мне просто так ходить по музею и пожелала сначала прочесть лекцию - к счастью, потом ее внимание отвлеклось на англоязычных туристов.
Оттуда я перешла через мостик и прошла в квартал Ужупис. Я рассчитывала там, помимо прочего, пообедать, так как реклама обещала, что в этом квартале много всяких кафе и ресторанов. Рестораны там были - но несколько не той ценовой категории, на которую я рассчитывала, так что в итоге я только нашла какую-то французскую булочную и там взяла кофе и круассан. Такое ощущение, что Ужупис привели в порядок только с фасада - домики красивые, покрашенные, чистенькие. Заходишь во дворы - и дежавю тридцатилетней давности, все те же деревянные бараки, то же белье на веревках, у меня даже было ощущение, что едва ли я вижу не тот самый двор, где в конце 80-х годов мы наткнулись на местных гопников и поспешили сделать ноги. Вроде бы едва ли это не художественный концепт такой - чтобы, значит, с фасада красиво, а внутри - аутентично. Правда, кое-где эти страшные дворы засадили чахлыми цветочками, а в одном месте я встретила двух трехцветных литовских котиц - которые дали сфотографироваться, но не дали погладиться.
Я прошла мимо ангела и пошла дальше вверх по улице - хотела дойти до костела высоко на горе, его шпили были видны снизу - но когда я пошла через квартал, я его потеряла из виду. Только по дороге прошла мимо маленького костела - на информационном стенде было написано, что службы здесь проводятся на польском и белорусском языках. Не нашла я также и текста конституции - вроде бы он выбит где-то на стенах на разных языках, но я не увидела. В общем, покрутилась по кварталу и спустилась обратно вниз, но пошла не через тот мостик, где заходила, а спускалась какими-то задворками по лестнице. В итоге вышла к речке - с одной стороны был полудикий лесопарк, с другой - культурный городской парк с фонтанчиками, ботаническим садом и детскими аттракционами.
Литва,
путешествия