с Ольгой мы встретились на ступенях Ратуши. Она меня водила по территории Вильнюсского гетто, показала мемориальный план гетто, разные еврейские памятники - в том числе памятник Виленскому Гаону. Затем она мне обещала показать памятник актерам театра в Вильнюсском гетто (о театре она писала, здесь
http://mareicheva.livejournal.com/923295.html и здесь
http://mareicheva.livejournal.com/923626.html) и мы пошли искать этот памятник, хитро расположенный внутри территории современного кукольного театра, так что пройти на территорию можно только в определенные часы и как выяснилось, только по предварительной договоренности. Однако мужик, узнав, что у нас нет никакой предварительной договоренности, махнул рукой и сказал - да ладно, уж идите. Памятник, как я поняла, поставила какая-то американская еврейская организация. Вообще, по ощущениям, в Вильнюсе не так, как в Варшаве, где для сохранения исторической памяти, в том числе и еврейской, очень многое делает именно государство - а здесь, кажется, этим занимаются больше общественные энтузиасты.
Потом мы нашли еще какой-то красивый костел, про который было сказано, что это старейший костел на территории города, XIV века - но внутрь не попали, было закрыто. Потом мы пошли обедать в кабак на Вокечю. Вот тут попалась официантка - которая, кажется, по-русски не говорила, но при этом меню на русском языке дали. Заказала драники с начинкой из мяса внутри, очень вкусно - но опять очень много.
Потом мы расстались с Ольгой, потому что ей надо было забирать ребенка из школы, а я пошла опять в старый город куда глаза глядят - собиралась опять дойти до музея Мицкевича, но опять до него не дошла, потому что полил проливной дождь, и я спаслась в литовской картинной галерее (тоже музей). Здесь представлена местная живопись с XVI по начало ХХ века. Местная жанровая живопись меня не впечатлила, за исключением одной картины, явно сделавшей мне день: "Ангел благословляет посохом странника повстанца 1831 года" (ангел был слегка кривой, повстанец тоже). Я так впечатлилась этой картинкой, что украдкой ее - единственную в музее - сфотографировала, хотя вообще фотографировать не разрешалось. Зато с большим удовольствием посмотрела портретные галереи: темные, загадочные лица ушедших всевластных хозяев местной жизни - Сапеги, Радзивиллы, Вишневецкие. К счастью, ни один из них не был в костюме в цветочек. Ну и, конечно, портреты девятнадцатого века, тут уж я по полчаса разглядывала каждый портрет, так что даже вызвала вопрос у любопытствующих смотрительниц: мол, вы же из России (я сразу это сказала), вы тут, наверное, никого из этих деятелей не знаете, чего вы их так долго разглядываете? В ответ я восторженно сообщила, что сама могу им рассказать о половине из этих людей больше, чем они сами знают: Адам Чарторыйский, Адам Киркор, братья Тышкевичи, Сырокомля-Кондратович, Барщевский, Монюшко, тю... да я тут поэмы могла бы рассказывать. Они мне проспектик музея вручили и велели еще приезжать.
Вышла на улицу - а там дождь уже не просто льет, а ЛЬЕТ. Спаслась ненадолго опять в кофейне, точнее, в шоколадном магазине. Мне нравится литовская практика продавать поштучно конфеты ручной работы, если хочется себя побаловать и не есть слишком много сладкого, то можно не покупать целый кусок торта, а выбрать одну-две конфетки, они все разные. Потом я там же купила коробку таких конфет ручной работы в подарок домой. От дождя это, однако, не спасло, я добежала до кафедрального собора и возле него поймала такси.
Тут впервые столкнулась с попытками таксистов обуть туриста. Водитель объявил, что у них минимальный тариф семь евро (вчера я до дома доехала за три вообще-то) и что вообще сейчас пробки из-за дождя - и, конечно, если меня что-то не устраивает, то я могу выйти и поймать другое такси. Или дойти по ливню домой пешком (собственно, пешком было минут пятнадцать - но я уже была мокрая насквозь). Я проворчала на тему о том, что они нарочно обманывают туристов.
- А я откуда же знаю, что вы турист?
- Ну видно же, раз я по-русски говорю!
- А откуда же видно, если здесь и так пол-города по-русски говорит?
- Ну, с фотоаппаратом хожу... а почему же целых пол-города?
- Ну, я тут всю жизнь живу, уж я знаю. Половина города русскоязычных, и я тоже русскоязычный.
- Да не, никак не половина города. По статистики процентов двадцать, может быть.
- Да это все их статистика, литовская. Они все врут. А уж я-то знаю.
Далее мужик успел мне по дороге рассказать, что он родом из Белоруссии, приехал сюда после восьми классов школы и вот так всю жизнь и живет (мужик под шестьдесят), в Белоруссии у него осталась родная сестра с семьей, а в Москве есть тоже какая-то родня. Что президент в Литве плохой, что все на самом деле голосовали против вступления страны в Евросоюз и НАТО, но результаты подделали, что заработка нет и "на вас, туристах, черта с два что-нибудь заработаешь - вы же крутитесь только в центре города, нет чтобы куда-нибудь подальше поехать", что в Белоруссии жизнь еще хуже и вообще - вот так вся жизнь зря прошла, вроде и не пил и был мужик как все, а толку никакого.
На этом мы и порешили - в общем, я даже не сильно обиделась, когда он в итоге содрал с меня шесть евро за поездку, которая стоила максимум четыре - в конце концов занимательная беседа тоже стоит денег.