...да будет он прям и прост.(с) БродскийПочему-то именно эту цитату я вспомнила, когда дочитала почти одновременно две разных историко-биографических монографии - М.Гершензона «Братья Кривцовы» и Тадеуша Лепковского «Петр Высоцкий
( Read more... )
Мы два года слушали его спецкурс по историографии школы "Анналов". Специальность вроде бы не наша, но именно в профессиональном смысле это было бесценно.
А не может так быть, что эти прямые и простые ребята как раз и дискредитировали свой образ мироощущения и действий? Когда человеку настолько все невыносимо ясно, невыносимо не только ему.
Знаешь, мне кажется, это не совсем корректный вопрос. Мироощущение определяется временем, эпохой, в которой люди формируются, оно само по себе не хорошо и не плохо, как смена времен года. Менталитет порождается эпохой, в которой люди формируются, новая эпоха формирует людей с иным менталитетом. И мировосприятие людей иной эпохи может вызывать зависть, может раздражать, но это уже наше восприятие. Это не они дискредитировали, это мир изменился.
ИМХО. Мир изменяется не сам по себе, а под воздействием мироощущения тех, кто в нем живет. Поколение формирует следующее поколение. Кстати, у меня сложилось впечатление, что сильный "взрыв" изменений в менталитете 19 века в целом был вызван, во-первых, резким подъемом уровня знаний о физическом мире, а во-вторых, связанным с этим техническим бумом (ростом того самого клятого ВВП, изменившего качество жизни не такой уж малой "верхушки" общества, и изменившего отношение к религии), что заставило пересмотреть вообще все мироустройство и положение человека в нем. Есть еще мысль по этому же поводу - Россия позже вошла в число более-менее развитых держав и бежала в этом деле более стремительно, поэтому в ней так резко выражены разные черты у близких поколений. В Европе движение шло более эволюционно и каких-то очень резких смен жизненных позиций там не наблюдается.
Ну, тут я материалист - бытие все-таки определяет сознание, а не наоборот.:) В первую очередь скорость перемен в жизни, следовательно, и в сознании, и в том числе быстрое разрушение веками существовавших укладов жизни в 19 веке обеспечивалось скоростью технического прогресса. Промышленный переворот - серьезная вещь, и произошел он в течение жизни одного поколения. Лошадей заменяют железные дороги, парусный флот - пароходы, разваливается крестьянская общин. начинается отток населения в города, дети не наследуют родительского ремесла и сословия, начинаются миграции населения - неудивительно, что сознание людей меняется очень быстро. (В Европе это тоже было, но там началось раньше.) Качество жизни, кстати, при этом менялось медленнее, чем нам кажется.
Они цельные. Именно цельные, и вот эта ясность полдня с трудом умещается в голове. Гершензон им завидует, но чуть ли не сам от себя это прячет. В мире, в котором он живет, хорошо и правильно думать и действовать совсем иначе, за отсутствие рефлексии и "проклятых вопросов бытия" обычно осуждают, и он тоже, как положено, вроде бы даже осуждает, но завидует при этом. Так на солнце смотрят.
Я было подумала, что эта внутренняя цельность отчасти связана с тем, что они почти все - военные (и в данном случае герои этих книг - тоже военные). Но вот женщины той эпохи тоже такие же, это я как раз недавно письма Варвары дочитала, и все это вместе сложилось в одну картинку. И да, у меня эта ясность и цельность тоже вызывает нечто сродни зависти и ощущения чего-то недоступного и утерянного.
Нет, они именно все такие, вне зависимости от пола и профессии. Никакого постмодерна или просто модерна, никаких "проклятых вопросов", раздвоенности сознания. Поэтому ими нельзя манипулировать, нельзя сыграть, к примеру, на ложном чувстве вины, их вина им ясна, а чужую они на себя не возьмут. Полдень. Солнце в зените, тени коротки. Золотой век.:) В купленной в Тульчине краеведческой книжке это время (конец 18 - первая четверть 19 века) в истории города названа "золото-серебряным периодом". Книжка современная, пару лет назад издана, писали местные музейщики. Как-то оно сходно всеми видится.
я вот думаю еще: к смерти по-другому люди относятся. Другая ценность человеческой жизни. В чем-то она выше, чем в ХХ веке, например (нет оружия массового поражения, нет прецедентов массовых геноцидов, настолько массовых репрессий). А с другой стороны - гораздо ниже. Когда из десятка рожденных детей выживает двое, когда любой человек в любой момент и без всяких войн и революций может внезапно умереть от простой простуды - это как-то по-другому в головах откладывается.
Интересно... То есть не то чтобы такое (если правильно понимаю) не видела у людей других времён, но они да, скорее воспринимаются как нечто исключительное на фоне. А если тут в целом так - да, интересно, как было бы жить в таком мире.
Comments 19
Ты училась у Гуревича? Потрясающе.
Reply
Reply
Reply
Reply
Мироощущение определяется временем, эпохой, в которой люди формируются, оно само по себе не хорошо и не плохо, как смена времен года. Менталитет порождается эпохой, в которой люди формируются, новая эпоха формирует людей с иным менталитетом.
И мировосприятие людей иной эпохи может вызывать зависть, может раздражать, но это уже наше восприятие. Это не они дискредитировали, это мир изменился.
Reply
Reply
В первую очередь скорость перемен в жизни, следовательно, и в сознании, и в том числе быстрое разрушение веками существовавших укладов жизни в 19 веке обеспечивалось скоростью технического прогресса. Промышленный переворот - серьезная вещь, и произошел он в течение жизни одного поколения. Лошадей заменяют железные дороги, парусный флот - пароходы, разваливается крестьянская общин. начинается отток населения в города, дети не наследуют родительского ремесла и сословия, начинаются миграции населения - неудивительно, что сознание людей меняется очень быстро. (В Европе это тоже было, но там началось раньше.) Качество жизни, кстати, при этом менялось медленнее, чем нам кажется.
Reply
Гершензон им завидует, но чуть ли не сам от себя это прячет. В мире, в котором он живет, хорошо и правильно думать и действовать совсем иначе, за отсутствие рефлексии и "проклятых вопросов бытия" обычно осуждают, и он тоже, как положено, вроде бы даже осуждает, но завидует при этом. Так на солнце смотрят.
Reply
И да, у меня эта ясность и цельность тоже вызывает нечто сродни зависти и ощущения чего-то недоступного и утерянного.
Reply
Никакого постмодерна или просто модерна, никаких "проклятых вопросов", раздвоенности сознания. Поэтому ими нельзя манипулировать, нельзя сыграть, к примеру, на ложном чувстве вины, их вина им ясна, а чужую они на себя не возьмут.
Полдень. Солнце в зените, тени коротки.
Золотой век.:)
В купленной в Тульчине краеведческой книжке это время (конец 18 - первая четверть 19 века) в истории города названа "золото-серебряным периодом". Книжка современная, пару лет назад издана, писали местные музейщики. Как-то оно сходно всеми видится.
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Leave a comment