Вытегра: город и ближние окрестности

Mar 16, 2011 02:08


После чтения отчетов путешественников создается впечатление, что Вытегру используют как перевалочный пункт. Москвичи и питерцы проезжают через нее по пути в Карелию и архангельские земли, мурманчане оккупируют единственную гостиницу в сезон отпусков, но только на одну ночь. В городе, вроде бы, нечего смотреть: выдающихся архитектурных и исторических памятников не имеется, рядовая застройка малоинтересна. В последние несколько лет главным туристическим аттракционом стала подлодка Б-440, ради которой теперь даже теплоходы причаливают. Но все же есть в этом месте что-то притягательное, несмотря на внешнюю скучноватость и монотонность городского пейзажа.
Мне кажется, Вытегру нужно смотреть и описывать обязательно с окрестностями вместе: с лесистыми холмами и многочисленными речками, озерными и болотистыми низинами, со сбегающими с высоких берегов к воде деревнями и песчаными отмелями. И c плохими, как считают многие, дорогами. Поэтому свой небольшой рассказ я поделила на три части: город, ближайшая округа и, в заключение, мнение автотуристки о подступах к городу. 
Предупреждение о фотографиях. Как выяснилось, большинство снимков сделаны в середине 2000х годов, на пленку и со спецфильтром; для сети они не предназначались, и непривычному глазу могут казаться замыленными. Но чем богата :)

 
 
Вытегра
Давным-давно, когда я читала краеведческо-искусствоведческую литературу по Вытегорью, город казался совершенно недосягаемым. Железной дороги там, как известно, нет, а сведения об автобусном сообщении не радовали. Планировала добраться по воде; в старой тетрадке сохранилась запись: ""Метеор" Череповец-Вытегра 8-00 (в Горицах 11-15)". Но пока собиралась, речные рейсы по Волго-Балту отменили, а "Комета" из Петрозаводска накрылась еще раньше. В результате, впервые я прибыла в город на петрозаводском автобусе, и это оказалось совсем не страшно :) А появление машины совсем упростило поездки в том направлении.  
Через город протекает бывшая судоходная река Вытегра, к востоку от нее местность пологая, а в сторону Питера - крутой подъем в гору, на вершине которой стоит церковь Сретения. Затем - понижение к шлюзу номер 1 Волго-Балта, за которым город и заканчивается.
Сейчас Сретенская церковь передана верующим, а раньше в ней был краеведческий музей. В середине 2000х помещение использовалось для служб частично, и было немного странно рассматривать музейные экспозиции, в то время как из-за невысоких перегородок слышалось церковное пение. Тогда еще можно было подняться на колокольню.      

  
  

Смотреть, правда, особо не на что - все деревьями заросло. Но общее представление о городской застройке получить можно было, как и увидеть сверху старую и новую речные дороги.
В Вытегре сохранился и бывший городской собор Воскресения, в нем сейчас Дом культуры. На набережной реки и в переулках сохранились двухэтажные и каменные особнячки, много частного сектора и двухэтажных деревянных домов барачного типа, как на первом фото. Есть несколько кирпичных пятиэтажек, возле них - топящиеся углем котельные. Удивительно, что город до сих пор не газифицирован.
Хоть река Вытегра уже давно не судоходна, на ней, в городском парке, стоит шлюзовой домик, а в нем находится Музей водных путей севера. Но почему-то, этот музей всегда закрыт во время моих визитов в город :( 

 
Зато, в навигацию, радует шлюз Волго-Балтийского канала. Лучшее занятие летним и осенним вечером - глазеть сверху на проходящие суда. Местные дети тоже там болтаются и машут туристам на теплоходах. Для меня, кстати, загадка, почему вытегорский шлюз можно снимать беспрепятственно, а в Повенце это запрещено, хотя сооружения Беломорканала старее и деревянные к тому ж.

  
    
Недалеко от шлюза - речной вокзал. Раньше в этом же помещении находилась автостанция, и было довольно далеко добираться пешком оттуда до центра города. Теперь автостанция переехала в новое здание на площади у Сретенской церкви.                                                                                                                                                           
 
Рядом с речным вокзалом, в небольшом заливе, теперь стоит подводная лодка Б-440. Выглядит, конечно, странновато - на реке, -   но пользуется большой популярностью у туристов и местных. Мне тоже понравилось, даже очень :) Кассиры-контролеры во флотских рубашках, из репродуктора звучат марши подводников, в билетном киоске продается куча тематических сувениров. А внутри - полный восторг, для детей и взрослых. Экскурсию заказывать необязательно, можно почти всюду лазить самим и снимать. 

  
 
У речвокзала начинается большой квартал так называемых домов каналостроителей. Деревянные дома трех, если не ошибаюсь, типов,  одинарные и сдвоенные.

 
А еще, практически в центре города, я увидела уличную прачечную. Мне, москвичке, с рождения живущей в квартире со всеми удобствами, трудно представить постоянную жизнь в таких бытовых условиях. Как я поняла, туда ходят женщины из соседних частных домов. 

 
Сами же вытегоры производят впечатление людей доброжелательных и всегда готовых улыбнуться. Особенно это бросается в глаза, когда приезжаешь из Пудожа, по контрасту с тамошней сдержанной публикой. Пудожские чуть приподнятые уголки губ равноценны вытегорской улыбке до ушей. В гостинице до ремонта работали чудесные старушки-веселушки, к ним, как домой, ехала :) (несмотря на неважное состяние самой гостиницы). Но чем люди занимаются, помимо реки и леса, я не представляю.


Девятины и Андомская гора
Вытегорье... горы там есть на самом деле,  через них подходит к городу дорога из Вологды, а самая высокая точка Онежского побережья, Андомская гора, находится примерно в 40 км от Вытегры на север. Высокие берега местных рек и озер тоже можно считать горами, и на них стоят большие бревенчатые дома прибрежных деревень и сёл.

 
Село Девятины тянется на несколько километров по высоким холмам, вдоль вологодской дороги. Здесь несколько рядов старых домов, одно- и двухэтажных; их фасады смотрят и на дорогу, и на канал. Здешний пейзаж... наверно, самое правильное слово для него - величественный. И в чем-то даже эпический :)

 
Девятины интересны хорошей сохранностью множества сельских строений, характерных для здешней местности. Да и вообще, село живое. Тут можно увидеть сохнущие рыбачьи сети.

 
Возле Вытегры на Волго-Балте есть еще село Анхимово, бывший Вытегорский погост, прежний центр округи (до переведения пристани и начальства в Вытегру), но Девятины крупней. Печальную историю сгоревшей анхимовской церкви, думаю, все знают, а про церковь девятинскую я так и не поняла, старая она или нет.
Добраться до Девятин из Вытегры не составляет никакого труда - каждый час через село проходит автобус до Депо. На Андомскую же гору без личного транспорта попасть сложно, она находится в 20 км от шоссе.
По пути к горе сейчас множество дачек, а на песчаном берегу Онежского озера летом - многолюдный пляж .

 
После пляжа, идущая вдоль берега дорога круто поднимается вверх и вскоре приводит на вершину Андомской горы. Почти 55 метров над уровнем Онежского озера и самые древние на территории района, обнажения горных пород. А еще, когда стоишь наверху, распирает от восторга и летать охота над озером :) 

 
На вершине горы есть небольшой рабочий маяк и остатки деревни Ольково, с несколькими жилыми домами.


На восток и север от Андомской горы уходят огромные массивы древних хвойных лесов, сохранились немногие деревни, в одной из которых родился известный в начале ХХ века поэт Николай Клюев (в Вытегре есть его музей). Здешние места Клюев описывал в стихах.
В Вытегорье много еще интересного, о чем нужно писать целую серию постов. А я в заключение напишу о дорогах.

Подступы
Как известно, у нас кладут асфальт местами и немного. В общем, к вытегорским дорогам это подходит. Часто встречаю мнения, что ехать через Вытегру - ужас ужасный, и хуже ничего не бывает. Ну не знаю, я там езжу не один год  в разные сезоны (кроме весны), и ничего ужасного не вижу. Есть два действительно плохих участка, о них расскажу для тех, кто еще там не был. 
От Вологды до Вытегры идет пристойный  асфальт, но перед Депо не доделали соединение напрямик, поэтому дорога поворачивает под прямым углом, и километра три машины плетутся по ямистому грейдеру. В поселке асфальт снова появляется и тянется уже до города. 
В направлении Пудожа - тоже асфальт, но может быть разного качества. В общем же, ничего страшного.
Ну а главный "ужас" - в сторону Питера. Мне недавно некая москвичка, единственный раз проехавшая по той дороге, пыталась доказать, что там сплошная глина, и ехать быстрее 20 км/ч можно, только если машину не жалко. Товарищи! В направлении Питера идет дорога с песчано-гравийным покрытием, в просторечии грейдер, то есть глины нет по определению. Самый плохой участок - 10 км между селами Водла и Мегра, потому что там болото. На всем остальном протяжении дороги наша предыдущая машинка Hyundai Getz летала без проблем, со скоростью 60-80. Ну да, встречаются ямы, но трагедии в этом я не вижу, а тряска никогда не оказывала негативного действия ни на меня, ни на машину. Зимой же, когда болото замерзает, ехать и вовсе легко и приятно.
В последние три года на этом направлении начали делать асфальтовое покрытие в обход деревень. Не знаю, сколько асфальтированных километров там сейчас (последний раз ездила год назад), буду признательна за комментарии на дорожную тему :)

Вытегорье, Вологодская область, Обонежье, дороги, Русский Север, Россия

Previous post Next post
Up