Будапешт. Часть пятая, транспортная

Nov 26, 2014 22:07

Ноябрь угнетает, как всегда; вид стылой земли, не прикрытой хотя бы тоненьким слоем снега, нагоняет тоску. Дописывать про Ярославщину нет желания, после как-нибудь. Нестерпимо хочется в более приветливые места, идеально - в Карпаты или на Дунай. Очень кстати вспомнилось, что я не рассказала про будапештский городской транспорт, вот этим и займусь.

Если кратко, в Будапеште есть всё и даже немного больше. Метро, автобус, троллейбус, трамвай, кораблики и фуникулеры - подобное разнообразие делает город еще более привлекательным для меня. Тем более, что здешняя подземка, как известно, самая старая на континенте.

Первая линия открылась в 1896 году, к 1000-летию Обретения венграми родины. В подарок горожане получили необычный вид транспорта, заодно мадьяры качественно уели консервативную Вену, с подозрением относящуюся к техническому прогрессу (впрочем, на церемонии открытия император поприсутствовал). Историческая часть первой линии проходит под Пештской стороной, вдоль проспекта Андраши. Все станции неглубокого заложения, входы на них выглядят как обычные подземные переходы; пути проложены между платформами и перейти с одной стороны на другую можно только поверху, через улицу.

В коротких желтых вагончиках первой линии катались, наверно, все бывавшие в Будапеште - это обязательный пункт программы пребывания в городе. Перегоны в центре, кстати, тоже короткие. Что касается оформления интерьеров залов, то оно довольно простое, немного напоминает советские "кафельные" станции 60-70х годов. Зато очень радуют деревянные детали - этакое милое ретро, которое я люблю и в московском метро.

В кадр попал оранжевый валидатор - билеты нужно пробивать, во избежание штрафа. Турникетов в будапештском метро нет (а на старых станциях их и ставить-то некуда), но днем на входе почти везде стоят контролеры и проверяют билеты. Ну а вечером, когда я снимала, никого уже нет - рабочий день окончен.

В 1970-х первая линия была продлена в направлении от Дуная. Я в ту сторону не ездила, на остальных трех ветках видела по несколько станций. По линии М3, тоже целиком проходящей по Пештской стороне, мы постоянно ездили из центра до станции "Corvin-negyed", где снимали апартаменты в мае с.г. По ней же добирались из/в аэропорт, откуда ходит автобус до конечной "Кobanya-Kispest". Эта часть линии (южная) строилась в 70-80х годах и выглядит довольно безлико, как и российские станции того же периода. "Кобанья-Кишпешт" вообще напомнила какие-нибудь "Текстильщики" или "Выхино" - она наземная, окружена предприятиями, а для усиления впечатления по М3 ходят старые синие мытищинские составы.

А эта станция мне понравилась. "Szell Kalman ter" ("Площадь Кальмана Селля", бывшая до 2011 года "Площадью Москвы"), на линии М2, которая также строилась в 70-х; ее провели под Дунаем, чтобы соединить Буду и Пешт. Кстати, "Площадь К.С." - самая глубокая станция в городе. И как раз от нее мы ездили на гору Янош-хедь.

На М2 составы новые, в отличие от М3. Две эти ветки пересекаются со старинной первой в центре Пешта, на станции "Deak Ferenc ter". А под площадью Кальвина, что недалеко от Центрального рынка, можно перейти со скучной М3 на совсем новую четвертую линию, которую строили-строили и наконец построили нынешней весной (пересадочная станция тоже называется "Kalvin ter"). М4 соединяет два берега реки, как и М2; я не стала выделять время на обзорную экскурсию по всей линии, а удовольствовалась осмотром соседних с "Пл.Кальвина" станций, "Площадь Ракоци" и "Fovam ter". Последняя впечатлила  геометричными конструкциями под потолком:

Особенно странно они выглядят над эскалаторами - будто строители забыли сделать облицовку (или деньги кончились).

Вроде бы, на станции "Пл.Ференца Деака" (той, что на исторической ветке), есть музей столичного метрополитена, но я в нём не была. Поэтому с подземкой всё, переходим к наземному транспорту. Как уже говорилось, в Будапеште он представлен во всех возможных разновидостях. Ползают по ущельям-улицам троллейбусы,

перевозят народ в разных направлениях автобусы. Вот этот, 16-й номер, заходит в Будайскую крепость (ленивым туристам на заметку:) ).

А уж без трамваев Будапешт представить просто невозможно. И тут я отрываюсь по полной программе, ибо люблю их с детства, но никогда не имела возможности накататься так, чтоб из ушей полезло (не повезло с районом проживания).

К тому же, здесь имеются местные фишки, вроде маршрута номер 2, идущего вдоль Дуная по Пештской стороне.

Остановки которого под мостами выглядят почти как полноценные станции метро:

Или еще - очень удобные "трамвайные поезда", летающие по бульварному полукольцу. Ага, в венгерской столице тоже имеются полукольца, как в Москве, образцом для первого из них послужил венский Ринг. Так вот, по этим бульварам хорошо перемещаться на многовагонных трамваях 4 и 6 маршрутов. Едут быстро, днем ходят очень часто (вечером реже, но тоже недолго ждать), при этом народу довольно много постоянно.

Ну и наконец - речные трамвайчики. Это просто счастье, что в городе есть не только экскурсионные корабли, но и обычные рейсовые. Прежде, в поездках по российской провинции, я всегда предпочитала водный транспорт сухопутному, и развала системы пассажирских речных перевозок не забуду-не прощу. И как же было не посмотреть на Будапешт с воды, тем более, что по будням на корабликах действует единый проездной билет.

На главной пристани можно купить билеты на экскурсии (и не только по городу, кстати), но зачем переплачивать (жаба не дремлет :)). Любители развлечений могут также заказать столик в плавучем ресторане, при желании - с вечерним представлением.

Нам было удобнее отправляться не из центра, а от моста Петёфи, откуда до нашего съемного жилья всего одна остановка на трамвае. Сходили заранее к пристани, изучили расписание.

Ехать собирались недалеко, так что подходили оба номера. То ли мы чего-то недопоняли, то ли прочли невнимательно, но кораблик прибыл в неуказанном промежутке времени. Ну и ладно, главное - раньше, чем мы рассчитывали.

Поскольку день был будний, не сезон (середина мая) и, к тому же, довольно холодно и сыро, желающих прокатиться по воде оказалось мало. Помимо нас, у моста зашли трое, да потом в центре подсело несколько человек.

И  очень хорошо, потому что никто не мешал бродить от борта к борту и снимать столичные красоты.

Помимо городских речных трамвайчиков, в Будапеште есть "Ракеты", на которых можно добраться до Братиславы и Вены. Это всё сезонный транспорт - зимой навигация закрывается, хоть Венгрия и южная страна.

Мы сошли напротив парламента и дальше перемещались на других видах транспорта. Надо, пожалуй, дать полезную ссылку для тех, кто еще не добрался до Будапешта. Вот сайт городской транспортной компании, где перечислены все виды проездных - http://www.bkk.hu/en/prices/ В этой системе сам черт голову сломит сложновато разобраться, но "нет ничего невозможного для человека с интеллектом". Мы в первый раз покупали 72-часовой билет, который нужно пробивать. А в мае, в аэропорту сразу же приобрели книжечку 5/30 (такую - http://www.bkk.hu/en/prices/530-bkk-24-hour-travelcard/). В ней пять скрепленных талончиков, разделять их нельзя. Используется 5 дней в течение месяца со дня продажи, один билетик на день, подходит для проезда на любом транспорте, кроме фуникулера Будайской крепости, кресельного подъемника и Детской железной дороги. Билеты пробивать не надо, с обратной стороны самостоятельно отмечаются ручкой дата и время начала использования. Очень трогательно :) Контролеры в метро тщательно проверяют и такие книжечки тоже.

В заключение, несколько слов о дорожном движении. В некоторых отчетах мне попадалось словосочетание "будапештские пробки", вкупе с жалобами на потерянное в дороге время. Нууу... я, конечно, не мотаюсь в столицу Венгрии ежемесячно, но оба раза оказывалась там отнюдь не в сезон отпусков. Однажды мы действительно попали в вечернюю пробку, постояли на светофоре минут десять. В общем, смешно, после Москвы. Что касается стиля вождения, венгры - спокойные вежливые люди, такие они и на дороге - правила соблюдают, пешеходов пропускают, нервную обстановку не создают.

P.S. Из общественного транспорта, я забыла упомянуть пригородные электрички HEV - потому, что ни разу ими не пользовалась. Надеюсь исправить это упущение в будущем.

транспорт, Будапешт, Венгрия, 2014 год, лучший город земли, 2013 год

Previous post Next post
Up