Будапешт. Часть третья, железнодорожно-горная

Jun 10, 2014 08:00


До горы Геллерта я в этот раз так и не дошла, зато поднялась на гору Яноша. На первой-то почти все были, а вот самую высокую точку столицы не всякий турист покоряет. Горжусь собой :)  На самом деле, сначала я туда не собиралась.

Однако, случилось так, что мой муж заинтересовался детской железой дорогой в Будапеште. Я спокойно к ним отношусь и не бывала ни на одной, что в России, что за рубежом. Но, поскольку поиск информации перед поездками - моя обязанность, стала собирать сведения. И обнаружила, что на смотровую площадку ведут дорожки от одной из станций этой самой железки. Так это ж совсем другое дело!
Если смотреть из Будайской крепости, гора Яноша - та, что синеет справа. Добираться до нее нужно несколькими видами  транспорта, но тем интересней.

Метро, потом трамвай, которым можно доехать до конечной станции детской дороги с музеем железнодорожной техники. А можно пойти другим путем и пересесть с трамвая на зубчатый поезд.

Состав короткий; фактически, это тоже трамвай, но с третьим зубчатым рельсом меж двух стандартных гладких. В движении - тряская и громыхающая шайтан-арба (это не значит, что мне не понравилось - напротив, забавно). Изнутри вагон выглядит так:



Я не была в Альпах, но там, вроде, такие же поезда ходят. Этот тоже австрийского производства.

Разовый билет можно приобрести в автомате на платформе, но если вы уже купили абонемент на городской транспорт (Budapest Сard), он действует и на этой линии.

Поезд потихоньку ползет в гору по однопутке, на нескольких остановках есть разъезды; прямо рядом с линией стоят жилые дома (в основном, одно-двухэтажные). Первая очередь этой дороги, в просторечии называемой "Фогаш" (fogas - крюк, полное название Fogaskereku vasut), была построена в 1874 году. В 1890-м железную дорогу продлили, в 1929-м электрифицировали, затем модернизировали в 1972 году. Длина маршрута - 3733 м, а перепад высот между конечными остановками - 315 м.  Нижняя станция Varosmajor находится напротив гостиницы "Будапешт", а верхняя Szechenyi-hegy - собственно, на горе Сечени.

От конечной остановки зубчатой дороги до вокзала детской идти минут пять.

Я раньше думала, что это переоборудованная австрийская узкоколейка, но нет -  дорогу построили специально в 1948 году, к 100-летию венгерской революции, по образцу уже существовавших в СССР (кстати, по ходу чтения материалов на эту тему я  открыла для себя, что первая в мире ДЖД действовала в московском парке Горького еще до войны). Сначала проложили три с небольшим километра путей, позже дорогу продлили до нынешней конечной станции Huvosvolgy.



Занятно, конечно, выглядит, когда дети выполняют работу взрослых. Кассиры, кондукторы, в поезде сувениры продают - и все серьезные такие. Пассажиров было немного (даже один вагон не заполнили), почти все туристы-иностранцы. Две веселые девушки стали фотографироваться с работавшими девочками, забрали у них форменные пилотки - остальные смотрят и хохочут, а девочки нет, даже тени улыбки не заметно. Работают они, не до глупостей :)

А мальчики дежурят на станциях вместе со взрослыми, встречают и отправляют поезда. И только управление составом детям не доверяют.

Дорога проходит по склонам, заросшим лесом.  Это большая городская зона отдыха, со всевозможными развлечениями: рядом с одной из станций видела Панда-парк, где-то рядом есть зверинец и т.п. Мы не поехали до конца, сошли на остановке Janos-hegy,  как и все почти.

И сразу попали в тропический лес. Буйная зелень насквозь пропиталась влагой после только что закончившегося дождя, тропинки огибают длинные корни деревьев - и не подумаешь, что под этой горой большие дома и шумные улицы.

До вершины со смотровой башней идти минут двадцать, но торопиться не хотелось. Потихоньку, пропустив вперед остальных попутчиков, разглядывая растения и слушая птиц - добрели.

Башня построена в 1910 году и названа в честь любимой венграми императрицы Сисси, известной покорительницы разных гор. Рядом и памятничек есть в честь ее визитов на гору Яноша:

Что приятно удивило, так это бесплатный вход в Erzsebet-kilato. Наверху, правда, есть телескоп за 200 форинтов,но я обошлась. На первом ярусе висят стенды с фотографиями башни в разные периоды, в том числе и с пятиконечной звездой наверху.

Лестницы в башне винтовые, со скамеечками под окнами:

И вот, наконец, панорама города с высоты 529 м (+ башня) - тонущая в море зелени, холмистая Буда и плоский Пешт вдали:

У меня нет телевика, чтобы приблизить главные туробъекты, так что остается любоваться общей картиной. Хотя, все равно просматриваются и зеленый купол королевского дворца, и белые опоры моста Эржебет, и гора Геллерта правее.

Левее - опять зелень, очень много. И cнова частные дома на склоне соседней горы, а внизу - панельные многоэтажки.

А с этой стороны мы пришли. Синие холмы тянутся до самого Вишеграда.



С горы Яноша решили спускаться третьим видом транспорта - кресельным подъемником, до него от башни примерно с полкилометра. Можно пройти по асфальтированной широкой дороге, а можно снова по тропинке. Второе приятней :)

На таких канатках я тоже не каталась, ибо не лыжница. Поэтому сначала немного растерялась, но на обеих станциях работают специально обученные люди, которые сажают пассажиров в кресла и снимают с них.

Эту канатную дорогу построили в 1970 году. Длина ее 1040 м, время в пути - 12 минут, говорит путеводитель, но мне показалось больше. Подъемник работает круглогодично, в теплую погоду наверняка здесь много народу, а в оcтальное время - всегда вот так? Какой смысл гонять его порожняком, неужели окупается?

Сначала едешь по лесной просеке, а внизу идет очередная тропка. Ближе к нижней станции рядом с опорами появляются коттеджи.

И внезапно оказывается, что кресла движутся над чьими-то огородами и мимо балконов. Вы только представьте, граждане дачники - вот вышли вы морковку прополоть или чайку попить, а на вас свысока посторонние люди глазеют. Да еще мотор гудит весь день. Как вам такое? Но тут, похоже, абсолютно флегматичные люди живут :)

У нижней станции есть информационный щит со схемой всех окрестных холмов и прилегающих к ним районов. По-моему, подобная прогулка - очень хороший вариант отдыха для тех, кто в Будапеште не  впервые, или немного устал от большого количества культурной информации, но не хочет выезжать из города.

И еще важный момент - где поесть. В цоколе смотровой башни имеется кафе, но в тот день оно было закрыто. Зато работали буфеты на обеих станциях подъемника. Кроме того, у нижней - вывеска "Langoskert" (справа от трамвая на следующем фото). Я не воспользовалась ни одним из этих заведений, но чуть позже, на трамвайной остановке купила в   фургончике у улыбчивой тетушки пончик и блинчик с маком. Она их тут же и выпекает, выходит очень вкусно и недорого. В Будапеште, вообще-то, сложно остаться голодным, это любой турист подтвердит.

И пара ссылок. Сайт ДЖД с расписанием и прочим - http://www.gyermekvasut.hu/english/chrw_home.php

Смотровая башня - к сожалению, только на венгерском, но можно посмотреть старые фото - http://janoshegyikilato.hu/kepeslapok_a_janos-hegyrol

транспорт, мне сверху видно всё, Будапешт, Венгрия, узкоколейки, 2014 год, лучший город земли

Previous post Next post
Up