Дополнение к
предыдущему посту, завершившему румынский сериал. Некоторые марамурешские особенности, очаровавшие меня в горах южнее Тисы, можно увидеть и на ее украинском берегу - и виза не понадобится. В окрестностях Солотвина живут румыны, а чуть северней этого приграничного города, в селах Нижняя Апша (Диброва) и Среднее Водяное, есть и церкви характерного вида. Мы там побывали
в конце лета, уже после путешествия по соседней стране.
Сначала заехали в Среднее Водяное. Верхнюю церковь увидали сразу, она стоит на кладбище с недешевыми памятниками. За оградой работал пожилой мужчина, увидал нас и пристал с вопросом, откуда. Из Москвы, говорим. "А я, - отвечает, - в Салтыковке работал, а сейчас сыновья там". Ну ясно, половина Закарпатья, как минимум, на подмосковных дачах в сезон зарабатывает. Потом он про церкви рассказал, их в Водяном две и обе Никольские. Обе недействующие, но верхняя в хорошем состоянии, а у нижней протекала крыша и недавно гонт на башенке заменили. Верхняя:
К нижней Никольской мы потом довольно долго искали подход, даже у местных спрашивали. К ней ведет проулок, на одном из участков стройка и хозяева завалили подступы стройматериалами. Эта церковь тоже стоит на кладбищенском холме, но заросшем травой и с разваливающимся забором.
Селяне ходят в каменный храм, возле которого и резные ворота есть. Правда, по форме они ближе к тем, что мы видели в Южной Буковине - плоские.
На улицах попалось несколько бревенчатых темных домов, но в основном, оба села застроены двух-трехэтажными каменными особняками. "Богатые у вас дома," - говорим мы тому дядьке на кладбище. "Ээ, - отвечает он, - дома богатые, да люди бестолковые". Строят эти дворцы отходники, но центрального отопления в селах нет, только начали газ тянуть с Апши. Люди отапливают помещения дровами и это выходит очень дорого. Вдоль дороги встречаются и недострои, выглядят угнетающе.
Церковь в Дибровой, тоже Никольская, действует и принадлежит греко-католикам. Была заперта, поэтому ничего не могу сказать насчет сохранности интерьера. В отличие от простых храмов Водяного, шпиль дибровской церкви украшен четырьмя маленькими башенками (см. верхнее фото), а на стене висит деревянное било с солярными знаками и жестяное распятие.
Зато в одном из сельских дворов были похороны с точно такими же бабушками в черном и полосатых передниках, как в Иеуде. Вообще, как я понимаю, румыны украинские и заграничные теперь могут посещать друг друга без ограничений. Все тот же мужчина из Водяного рассказывал, что он сам ездил в Бая-Маре на свадьбы играть на скрипке, а в их село приходят в праздники сородичи из-за реки с трембитами.
На этой мажорной ноте окончательно завершаю рассказы про дивный Марамуреш, но сохраняю надежду когда-нибудь вернуться туда.