После того, как я вживую увидела
деревянную готику украинского Закарпатья, сильно захотелось познакомиться со второй, большей частью искусственно разделенного региона. Маршрут по Румынии составлялся таким образом, чтобы выехать через Марамуреш в Украину, и за полтора последних дня мы успели посмотреть большинство
церквей, внесенных в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Марамуреш - это гористый румынский север. Я разделила рассказ о нем на две части, первая - о церквях, затем обо всем остальном (хотя такое деление очень условно). Ночевали мы в Бая-Маре, главном городе провинции, откуда начинается путь в горы. Деревни с впечатляющими храмами расположены восточнее областного центра - некоторые чуть южнее, основная же масса сосредоточена к востоку и северо-востоку от города. Два ближайших к Бая-Маре объекта из списка ЮНЕСКО находятся в селах Сурдешть и Плопиш, они же отличаются и наиболее высокими шпилями.
Церковь Святых Архангелов в Сурдешти 1766 года вообще была высочайшим деревянным храмом Европы - общей высотой 72 м и с 54-метровой башней, - пока несколько лет назад северней, рядом с румыно-украинской границей, не построили собор монастыря Пери в Сэпынце на 6 метров выше нее. Сейчас церковь принадлежит греко-католикам, а когда мы прибыли в село, туда же привезли несколько автобусов пионэров в сопровождении римо-католических монахов обоих полов. Это был вечер первой субботы после Пасхи, нарядные местные бабушки подтягивались на службу и одна даже нам сказала "Христос воскрес!" - "Hristos a inviat" (но поскольку мы не знаем, как отвечать, просто буркнули что-то неразборчиво с милой улыбкой). Народу внутри было битком, кто-то из детей тоже слушал священника, остальные бродили вокруг. Церковь стоит посреди старого кладбища, где мы впервые увидели необычные "рогатые" кресты - потом они будут встречаться постоянно. Кстати, марамурешские кладбища выглядят как сады, из-за множества растущих там яблонь и груш.
Cоседнее село Плопиш разбежалось по холмам над речкой Кавник, а его храм, тезка предыдущего, высится на краю за домами, и от него отлично виден сурдештский шпиль. Нам повезло - храм был открыт, хотя служба не шла. Внутри сохранились росписи начала XIX века, состояние их неважное.
В город возвращались той же дорогой и на выезде из Сурдешти тормознули у большого нового кладбища с то ли маленькой церковью, то ли часовней, названия которой я не нашла. У ограды - типичный для этих мест придорожный крест, с умилительными жестяными фигурками святых.
А на стенах церквушки - уже знакомые по украинской стороне деревянные кресты и било.
Вообще-то, знакомство с местным храмовым зодчеством мы начали в Дезешти - это село на дороге из Бая-Маре в Сигету-Мармацией, за живописными серпантинами, - а в Сурдешть с Плопишем заглянули на обратном пути. В Дезешти имеется храм святой Параскевы, а кроме него, множество резных деревянных ворот, которые я покажу в следующем посте. Сама церковь простая, но с такими интересными "капюшонами":
Снимается сложно, так как кладбище заросло старыми деревьями. На двери прикреплена бумажка на, если память не изменяет, немецком и итальянском языках - дескать, если хотите вовнутрь, звоните по такому-то номеру. Мы чего-то не решились, читать-то умеем, а вот объясниться вряд ли бы смогли. Но пока я лазила по мокрой кладбищенской траве в поисках вменяемого ракурса, меня углядел дедушка из дома за оградой. Вероятно, сторож, он молча принес ключи и открыл церковь. Я спросила разрешения снимать, он так же молча кивнул и полез на чердак, откуда так и не спустился до нашего ухода. Мы оставили немного денег (цена билета в музей), потому что внутренние росписи XVIII века стоят того, чтобы их увидеть - колорит просто чудесный. И снова кириллица.
Основную группу деревень с готическими храмами мы смотрели уже назавтра. Но церквей этого типа в Марамуреше гораздо больше, чем в списке ЮНЕСКО, и для того, чтобы увидеть их все, нужно провести там не один день.
Что интересно, в том же стиле строят и новые каменные храмы. К примеру, в селе Бреб - стандартное румынское трехглавие, но с характерными шпилями:
И специфические местные ворота рядом:
Еще и воскресная служба шла прямо на улице. Поразило, как пожилые (в основном) женщины стоят полукругом напротив крыльца, держа друг друга под руки. Не могла не снять, спасибо, что не прогнали.
В селе Ботица недалеко от старой деревянной церкви тоже есть большая каменная, построенная в 1970-е годы и расписанная фресками в 80-х, т.е. при коммунистах. Сама по себе, на мой взгляд, она архитектурной ценности не представляет, но понравилась резная дверь с мелким растительным узором и внешние росписи - в том числе, нарисованные на боковых столбах старый и новый храмы.
Ну и еще несколько картинок. Все церкви похожи и выглядят довольно просто, изменяются только пропорции и небольшие детали.
На втором фото самая старая марамурешская церковь Рождества Богородицы в селе Иеуд. Построенную во второй половине XVII в., долгое время относили к еще более раннему времени, благодаря чему она стала самой известной постройкой в этом стиле. И наверно, как раз поэтому жадный местный поп вывесил на дверях прайс на фото интерьера :) Но двери были заперты, а звонить мы снова не стали. Зато побродили по кладбищу с интересными крестами под жестяными крышами - они там встречаются часто и выглядят необычно. А еще попался надгробный крест почти в стиле "Веселого кладбища", о котором расскажу в следующем посте; только этот резной, а на знаменитом кладбище они расписные:
На этом все, далее будет обзорная экскурсия по Марамурешу. Если кто-то пожелает посмотреть превьюшки в большем размере, зайдите в мой фотоальбом, так как ЖЖ теперь не открывает картинки из текста.