От нижнесвирских монастырей до Каргополя. Часть 1

Mar 29, 2013 00:00

Четыре дня уходящего марта я провела на севере. Главной целью поездки были окрестности Александро-Свирского монастыря и разведка дорожки вдоль Ояти, дальнейший путь терялся в тумане неизвестности. Не совсем, конечно, было нарисовано несколько вариантов, но финальный выбор оказался неожиданным для нас самих.



Из Москвы выдвинулись утром 10 марта и  неторопливо, через тверские и новгородские деревни и городки, добрались до Тихвина, где планировалась первая ночевка.


Признаться, не люблю я этот город. Еще в первое его посещение лет десять назад создалось впечатление, что Тихвин был заточен исключительно под икону Богородицы, и когда ее увезли, вся жизнь пошла наперекосяк. Даже попытка создать промышленный центр не смогла этого изменить, я каждый раз почти физически ощущаю атмосферу упадка и едва ли не запах тления. И это не вызывает желания задерживаться в городе дольше, чем требуется, чтобы покормить себя и машину.


Однако, Тихвин - еще и родина композитора Римского-Корсакова. Семья жила в доме на набережной речки Тихвинки и любовалась из окон видом Богородичного Успенского монастыря. Этот квартал до сих пор сохранил старую застройку, а более-менее восстановленный монастырь все так же красуется напротив. Я не смогла пропустить вечерний свет.


Сейчас ведутся работы по укреплению берега и повсюду раскиданы кучи мерзлой земли; главная смотровая площадка чуть выше, но туда совсем нельзя была подобраться. В сам монастырь на этот раз не пошли. В первый раз мы здесь были, когда еще велись переговоры о передаче иконы. Помню, говорили две бабульки:"Она не хочет возвращаться..." Вернулась, находится в соборе, но на город в целом это никак не повлияло, как мне кажется.


Из Тихвина повернули на север, к Свири подъезжали в темноте. Там ехать оставалось уже недалеко, после дневного перегона в 950 км мы заночевали у поворота на Старую Слободу. Наутро опять светило солнце, но недолго. Когда подъехали к Александро-Свирскому монастырю, наползли тяжелые тучи и потом весь день нас сопровождал снегопад разной интенсивности. Впрочем, я сюда приехала не фотографировать, но несколько кадров для отчета сделать надо - яжеблогер :)


Об истории монастыря можно прочесть в моем старом посте, здесь повторяться не буду. Там же и о монастыре Введено-Оятском, куда мы направились позже.


За минувшие с нашего последнего посещения три года вырубили старую рощу между Троицкой и Преображенской частями. Теперь от обоих ворот можно снимать противоположный комплекс.




Для меня здешние места обладают целебным воздействием. Когда становится совсем невмоготу, от непрекращающихся проблем и тягостных мыслей начинаешь сходить с ума, лучшего лекарства, чем это сочетание двух озер, леса вокруг и белых монастырских зданий, я не знаю. Называйте как хотите - святая земля, место силы или что-то еще подобное, но это факт, проверенный годами. Состояние "нет ни печали, ни зла, ни гордости, ни обиды - есть только северный ветер..." достигается на раз. Причем, для этого достаточно получасового пребывания, а эффект сохраняется минимум неделю. Для меня это очень долго.




Троицкая часть, судя по всему, зимой не используется, но ворота были открыты. Как же можно мимо пройти?


Если Старая Слобода лечит душу, то для закрепления эффекта на телесном уровне есть чудесный источник у Введено-Оятского монастыря. Поскольку день был будний, кроме нас, за водой (набрать и окунуться) приехала всего одна пара. В теплый сезон народу здесь куда больше.




А потом мы двинулись вдоль Ояти на восток, как было запланировано. Наконец-то удалось очертить все стороны свирско-оятского треугольника.


По пустынным (но не заброшенным) вепсским деревням и снежному серпантину, опять через Алеховщину, пересекая ту дорогу, по которой ехали вчера - на Винницы.




Летом здесь красиво, но мне и зимой нравится, в солнечную погоду особенно. Историческая территория вепсов протянулась от Белого озера до южной Карелии, из этого народа вышел и преподобный Александр Свирский. Несколько лет существовала Вепсская волость к северу от Свири; потом ее упразднили, но дорожные указатели оставили двуязычные. В селе Шелтозеро существует довольно известный этнографический музей, мне там было интересно. Центр вепсской культуры сейчас находится в Винницах и летом тут устраивают праздник со всеми обязательными атрибутами: национальными костюмами, угощением и изделиями народных промыслов.


А мы постепенно продвигаемся все дальше, приближаясь к границе Вологодской области. Серпантин вьется, снег идет, а по бокам ... нет, не мертвые с косами,  а кажущиеся бесконечными штабеля бревен. И тишина...


Вепсский лес и редкие лесовозы, многие с финскими номерами. В Карелии и Архангельской области та же картина.




Все дальше по белой дороге, иногда останавливаясь для съемки. Люблю снимать в снегопад и дождь :)




В Винницах задерживаться не стали, сразу выехали на трассу. Но не могли не заглянуть к юксовичской церкви. Мне показалось или ей действительно поменяли крышу?


А от Юксовичей уже и до областной границы рукой подать. Вытегра ждет!


Продолжение следует.

религиозные центры, Русский Север, Ленинградская область, зима, Оять, монастыри, 2013 год, Посвирье, Россия

Previous post Next post
Up