Не Хокусай, конечно, да и жанровых сценок на фоне пейзажей у меня нет. Но за несколько лет подобралась небольшая коллекция видов с разных точек, тоже снятых на пленку с софт-фильтром, как и кадры из двух предыдущих постов.
Летом я в Ферапонтове не бываю, как и в Кириллове. Зимой мне там нравится (снежно-пасмурные картинки можно посмотреть
здесь), но осенью это место просто завораживает. Одна проблема - в Ферапонтове никогда солнца нету (даже если при отъезде из Кириллова наблюдается ясное небо), зато часто идет снег или дождь. Хотя, это не проблема, а совсем наоборот, здешняя специфика. И вообще - может, это только мне солнце не показывают, на чужих-то фото я его видела.
История умалчивает, почему преподобный Ферапонт не пожелал остаться на Сиверском озере с Кириллом, но место для своих духовных трудов он выбрал ничуть не худшее. Вот только, в отличие от Кирилла Белозерского, почти прижизненный образ которого хранится в Третьяковке, изображений Ферапонта не сохранилось. Может, не было у него такого количества учеников, как у коллеги, и среди них не нашлось художников. Мне кажется, он должен был выглядеть так же, как преп.Кирилл на иконе - сухонький старичок в густых душистых травах, тонко чувствующий природные ритмы и подчиняющийся им. Наверно, жизнь на севере оказалась для него идеальной (еще бы, после Москвы-то :) ), раз человеку так не хотелось уезжать оттуда в Можайск. Но против князя не попрешь, даже если приказ облечен в форму почтительной просьбы, и покинуть Белозерье все же пришлось. Выбор места для Можайского Лужецкого монастыря только подтвердил умение Ферапонта выбирать удачное место; даже сейчас архитектурный ансамбль прекрасно выглядит с Москвы-реки, а пойменный ландшафт несильно изменился. Но вернуться на север преподобный уже не смог, остался в Можайске и после смерти (видимо, уже навсегда).
Знаменитые фрески я хожу смотреть каждый раз. Для знакомства с ними чаще всего требуется экскурсовод, но если вы уже видели стенопись неоднократно, любите ее и идете на свидание с конкретными фрагментами, тут даже знающие люди могут мешать, не говоря об экскурсионных группах. Поэтому общение с шедеврами - только и исключительно в несезон. За многие годы, что там бываю, собор Рождества Богородицы был закрыт лишь однажды слякотным январем, почти во все остальные разы я беспрепятственно наслаждалась красотой. Одного жаль - никто не позволит улечься на пол и всматриваться в роспись купола (или с реставраторами задружиться, что ли?)
А еще в монастыре есть крошечная надвратная церковь (двухшатровая), сейчас действующая. Вернее, даже две - Богоявления и Ферапонта, и туда можно заглянуть в часы работы музея. К музею также относятся несколько залов с предметами народного быта и чем-то еще, но меня в этом месте интересуют только фрески и архитектурный комплекс.
И антураж. Как же без
серых бань на берегу Бородавского озера и рыбачьих лодок :)
А несколько лет назад мы ночевали в ферапонтовской гостинице, еще до ее реконструкции. Гостиница - отдельная история, до сих пор с содроганием вспоминаю сантиметровый слой пыли на тумбочках и кресла, будто собаками изгрызенные. Но зато уже вечером установилась такая тишина - аж уши заложило. И в этой тишине гоготала гусиная стая, садящаяся на озеро ночевать (тоже осенью дело было).
Сейчас от Кириллова до Ферапонтова нет прямого пути, из города нужно выезжать на шоссе Вологда-Вытегра и по нему следовать до нужного поворота. На моей старой карте обозначена первоначальная дорога и конечно, я провела разведку местности. Зимой можно добраться до жилой деревни Окулово, дальше не чистят. Возможно, "в сухое лето на полном приводе" проходим и дальнейший путь до города, но сдается мне, что состояние этого отрезка такое же, как у
старой дороги Кириллов-Горицы, т.е. никакое.
Прекрасное Ферапонтово пленяет многих, а для художников это просто идеальная натура. На берегу, недалеко от кромки воды, я как-то нашла камень с намалеванным на нем каноническим видом. Кому-то, видимо, срочно понадобилось выплеснуть нахлынувшие эмоции (внезапная любовь, она такая, накрыть может каждого :) ). Картинка эта - лучшее, наверно, изображение места, что я видела, самое живое и непосредственное потому что.