Ну так-с, отсканировала и обработала по мере способностей старые слайды. Качество, конечно... а ведь когда-то Орвохром считалась хорошей пленкой :( Ну да ладно, тут ценность в другом. Итак, август 1991 года и моя первая поездка на Горнозаводской Урал. Я тогда снимать не умела совсем никак, наоборот - снимали меня на фоне; потому прошу над кооперативной одежкой не смеяться, и вообще, смотреть не на девицу, а на окружающую среду.
В первых числах того августа мы с мужем отправились в двухнедельное путешествие. Вообще, до нашего знакомства я мало где бывала, а тут обнаружился общий интерес к новым местам, не угасший до сих пор :) Остановиться договорились у дальних мужниных родственников в городе Кушва Свердловской области. Ехали на поезде сутки с лишним, и я сильно впечатлилась видами Чусовой, скал на ней и узкой дорогой, проходящей по горам сквозь лес; названия здешних станций мне были известны раньше из рассказа В.Астафьева: "Калино, Лямино, Левшино, Комариха и Теплая гора". Первоначально планировали несколько маршрутов в разных направлениях, но по прибытии на место выяснилось, что билетов на дальние поезда просто нет, так что пришлось ограничиться однодневными поездками на электричках. С погодой тоже не повезло - стоявшая довольно долго солнечная теплынь сменилась внезапным похолоданием четко к нашему приезду, временами моросил вполне уже осенний дождик, почти все кадры вышли пасмурными, и общее впечатление от посещенных городов осталось тоже мрачноватым. Сама Кушва, где мы базировались, мне не приглянулась - стандартный город-завод, возникший рядом с рУдником (местные делали ударение на первом слоге), предприятие на запруженной речке, деревянный центр с каменным храмом и разновременные пятиэтажки вокруг, а ближе к берегу несколько 9-этажных домов. Вот вид с горы на новый район:
А между тем, местность интересная. Именно по здешним рекам продвигалась на восток ватага Ермака. Затем округу подчинили Верхотурью; в начале XVII века крестьяне уже выплавляли железо из местной руды частным образом. При царе Алексее Михайловиче началось строительство государственных заводов, но шло оно как-то вяло, пока Никита Демидов не выпросил у Петра I заводы по реке Нейве и не наладил их работу. Потом начали открывать новые месторождения и создавать цеха рядом с ними, причем вышел петровский указ о поощрении рудознатцев за сделанные открытия, "какого б чина и достоинства ни были". В 1734 году главным начальником казенных заводов был назначен В.Н.Татищев, который осуществил некоторые изменения в системе, в том числе, ввел на частных заводах должность шихтмейстера - дабы блюсти "государев интерес". К такому вот чиновнику, служившему у Демидовых и объезжавшему весной 1735 г. их владения вместе с хозяйским приказчиком, и пришел местный вогул (манси) с образцами железной руды. Шихтмейстер, посоветовавшись со специалистом, быстро собрался и отвез образцы в Екатеринбург, где зарегистрировал заявку на месторождение при реке Кушве, всего на два часа опередив Демидовых. На Кушву была отправлена небольшая экспедиция для описания месторождения и разведки дорог и окрестных лесов, а у верхотурского воеводы потребовали прислать крестьян для расчистки места под плотину и завод. Но из Верхотурья пришел ответ - "...пашут оные подгородные крестьяне под ржаной сев Ея Императорского величества десятинную пашню", на заводские дела у них нет времени, идите лесом. Пришлось Татищеву взять строительство под свой контроль: воеводе объявили строгий выговор с занесением в учетную карточку, Демидовых обязали доставить на стройку ржаную муку (в соответствии с императорским указом о содействии заводчиков казне), а сам Василий Никитич отправился с инспекторской проверкой по казенным и частным заводам. На Нижнетагильском заводе его встретили начальник экспедиции и тот самый вогул, дальше поехали вместе. Татищева так поразило богатство кушвинского месторождения, что он назвал самую высокую гору Благодатью, заодно польстив царствующей императрице Анне Иоанновне (Анна - "благодать"). Здесь же были даны первые распоряжения по поводу строительства, а показавшему дорогу к горе вогулу Степану Чумпину впоследствии выплачено вознаграждение. В XIX веке на горе поставили памятник Чумпину, жив он и поныне:
При Благодатском руднике одновременно строились Кушвинский чугуноплавильный и Туринский (Верхнетуринский) железоделательный заводы, позже вокруг появилось еще несколько. Почти все время группа Гороблагодатских заводов принадлежала государству, пару раз ненадолго переходя во владение частных лиц. В начале XIX в. на Урале были учреждены три округа по управлению промышленностью: Пермский, Гороблагодатский и Екатеринбургский. В те времена на Кушвинском заводе работали высококлассные мастера, их разработками пользовались даже в Нижнем Тагиле, а в плане подготовки кадров завод считался, как скажут сейчас, высшей технической школой. Чугунное художественное литье появилось сперва не в Каслях, прославившихся благодаря ему на весь мир, а в Кушве в 1811 году - и только десять лет спустя здешние умельцы обучили этой технологии первого каслинского мастера Никиту Теплякова. Полторы сотни лет завод выплавлял высококачественный чугун, отправлявшийся и на экспорт, но к концу XIX в. производству потребовалась модернизация. Однако, осуществить ее смогли только в годы первых пятилеток, когда планировалось создать в Кушве крупнейший металлургический центр, наравне с Магниткой и Тагилом (и, между прочим, Алапаевском, который оказался в пролете). Тогда с горы Благодать протянули воздушно-канатную дорогу по транспортировке руды - первую на Урале (мы ее видели, но почему-то не сняли и не поняли, работала ли она в тот момент). А после ВОВ завод реконструировали, и с 1960х гг. бывший Кушвинский металлургический называется заводом прокатных валков, работает до сих пор и стал градообразующим предприятием после закрытия рудника.
За два с половиной века гора Благодать превратилась в дыру, известное выражение "была гора высокая - стала яма глубокая" и про нее тоже. Меня эта яма просто потрясла - крутые ступенчатые стены, и где-то далеко внизу работают крошечные экскаваторы и карьерные самосвалы; я там испытала искренний восторг и гномское желание покопаться в горе :) По информации из тырнета, диаметр котлована около километра, а глубина достигает 315 м . Напротив смотровой площадки - горно-обогатительный комбинат (виден на заглавном фото и на следующем после этого абзаца). Запасы руды в бывшей горе практически закончились, и в 2003 году карьер был закрыт; сейчас от огромного комплекса осталась всего одна шахта и какие-то подразделения ГОКа, они подчиняются Нижнетагильскому Высокогорскому горно-обогатительному комбинату.
Для удобства вывоза уральской продукции в Европейскую часть России, к 1879 г. была построена Горнозаводская железная дорога (
http://www.zdt-magazine.ru/publik/history/2008/okt-08.htm), и первый на Урале поезд отошел от перрона станции Гороблагодатская. По этой дороге мы приехали в Кушву, по ней же, в основном, и разъезжали на электричках. В 1906 г. на Гороблагодатскую была выведена новая частная ветка (Богословская железная дорога) от Надеждинска (Серов), и Кушва стала железнодорожным узлом; сейчас там действует завод транспортного оборудования (на месте бывших вагоноремонтных мастерских). Была тут и узкоколейка, но исчезла в перестройку, как многие подобные дороги. О культурной жизни города, к сожалению, не смогу рассказать, так как в местном музее не были, а люди, у которых мы жили, на эту тему не распространялись. Зато нас покатали по ближним окрестностям на мотоцикле "Урал" с коляской :) - в коляске ехала я и чувствовала себя как-то странно. С одной стороны, неудобно, но с другой... когда нас привезли в лес, и мотоцикл попал в окружение подосиновиков, уходящих далеко за деревья - это было что-то :) Такого количества грибов я раньше не видела, да к тому же их можно было срывать прямо на ходу.
Нас провезли на восток от Кушвы, по старому тракту с Кунгура на Верхотурье. Эти руины - бывшая церковь Иоанна Предтечи в поселке Верхняя Баранча, а справа видна заводская плотина. Баранчинский завод был военным и закрылся после поражения в Крымской войне, как выпускавший устаревшие орудия. А пруд оставили, и церковь его очень украшает даже в руинированном состоянии. И еще дальше мы поехали, к обелиску "Европа-Азия". Здешний памятник считается самым красивым из аналогичных. Поставили его в 1868 году, в память о путешествии великого князя Владимира Александровича. Князь ездил по Уралу, побывал на Благодатском руднике, а затем отправился в Кунгур, с полуторачасовой остановкой в горах. Поскольку остановка случилась примерно на границе Европы и Азии, золотопромышленники Северного Урала скинулись и установили памятный знак. Проект разработал В.Архипов, а отлил из чугуна К.Романов на Нижнебаранчинском заводе. Куполки были позолочены, на центральном шпиле сидел литой двуглавый орел, а рядом стояла сторожка для богомольцев, бредущих по тракту в Верхотурье к мощам Симеона Верхотурского. Сейчас не осталось ни орла, ни сторожки, но сам памятник на фото последних лет выглядит прилично - я видела его в худшем состоянии.
При написании поста пользовалась информацией из очерков П.Коновалова под общим названием "Татищевград", напечатанных в сборнике "Дети горы Благодать" (Екатеринбург, 2006). Во второй части выложу Верхотурье (в основном), Невьянск и Нижний Тагил.