Деревянная готика Марамороша

Nov 22, 2011 18:59


По фотографиям в интернете и бумажных путеводителях эти сооружения меня не особо заинтересовали. Да, странные и необычные (для жителя Центральной России), немного мрачные, но есть в Карпатах и поинтересней фасоны. Однако, в реале все оказалось немного по-другому, и теперь в моем личном рейтинге украинских деревянных храмов мараморошская готика занимает второе место после бойковских "пагод".



Сначала небольшой историко-географический экскурс, для ответа на вопрос "Где мы?" Закарпатье с древних времен относилось к исторической области Трансильвания (той самой, где вампиры водятся), а Марамуреш - это трансильванский север. Исторический центр региона - город Сигет, сейчас Сигету-Мармацией в Румынии.После 1945 года Марамуреш оказался разделен между Румынией и Украиной по реке Тиса; украинский Мараморош охватывает всю восточную половину Закарпатской области, начиная от Хуста - второго исторического центра этой провинции. Со времен средневековья Марамуреш был известен залежами соли - соляные шахты в поселке Солотвино, граничащем с Сигетом, закрыли всего несколько лет назад. Ну и лес в горах рубили, и строили из него же. В марамурешских селах жили, в основном, православные славяне, в качестве образцов для своих храмов они использовали каменные готические костелы Трансильвании, но не копировали формы, а творчески перерабатывали. Церкви этого типа есть по обе стороны границы, мы посмотрели украинскую часть - не все, но большинство из сохранившегося.



Между Хустом и Тячевым дорога идет по долине, вокруг фруктовые сады, и Вулканические Карпаты за Тисой выглядят красивым задником для пейзажа. На самой дороге находится село Стебливка, здешняя церковь Рождества была одной из самых изящных в Марамороше - до пожара 1994 года, когда в нее, как говорят, ударила молния. Вид обгорелого остова удручает; его защитили новой крышей, но денег на реставрацию нет.



По стенам некоторых мараморошских церквей, снаружи развешаны деревянные кресты. Для чего, я так и не смогла выяснить; возможно, они родственны обетным крестам Русского Севера. А может, памятные - на некоторых написаны имена и даты смерти.



У Рождественской церкви сильней всего выгорело крыльцо и обуглилась северная сторона. Кресты на почерневшей стене вид имеют потусторонне-завораживающий, и в то же время хочется поскорей уйти оттуда.


В Стебливке от шоссе ответвляется дорога на север, где находится группа сел с названиями, как в Средней полосе России. Неожиданно меняется и пейзаж - гор не видно, вокруг холмы а-ля Подмосковье, яблони повсюду, и жители славянской внешности - светлокожие и беловолосые (в отличие от цыганско-мадьярских брюнетистых личностей ближе к границе). В первом на пути селе Крайниково среди дубов стоит Михайловская церковь 1668 года. К сожалению, калитка была заперта, к кому обращаться, мы не знали, поэтому увидеть остатки росписей не удалось, и само здание пришлось снимать из-за сетчатого забора. Основной путеводитель по местности для меня - старенькая книжка "В горах и долинах Закарпатья" (И.Поп, Д.Поп, Москва, Искусство, 1971), ее и буду цитировать дальше. "Громадные дубовые колоды сруба, маленькое крыльцо у бабинца сообщают зданию весьма суровый вид. Здание менее протяженно по продольной оси, чем другие постройки. Такая композиция основных масс придает крайниковскому готическому деревянному храму особую монолитность. Поэтому впоследствии он стал своеобразным эталоном для мастеров, строивших церкви в селах севернее Крайникова - в Данилове и Александровке."



В межвоенный период, когда Закарпатье было чешским, Михайловскую церковь планировали забрать в Прагу, но не успели из-за начавшейся войны (кое-какие местные храмы в Чехию переехали и живы там до сих пор). В советские времена внутри сделали музей, а несколько лет назад отдали греко-католикам. Конечно, церковь требует реставрации; с другой стороны, сейчас она выглядит живым (и очень древним) существом, росшим из земли вместе с окружающими деревьями, и даже покрыта тем же мхом, что стволы дубов. В соседнем с Крайниково селе Сокирница, Никольская церковь стоит рядом с новым каменным православным храмом. Деревянная церковь не действует, но нам ее открыли.



Вообще, на Западенщине оказалось очень просто посмотреть церкви изнутри - обычно на дверях висит бумажка с телефоном контактной особы (в костелах часто на польском, но это для меня не проблема). И если особа на месте, то не посылает подальше, а приходит с ключами. В Сокирнице надо обращаться к старосте, в дом напротив церкви. Когда мы постучались, люди были заняты делом - мяли виноград, но пригласили в дом и еще поспорили между собой, кто нас сопроводит. И насыпали целый пакет изабеллы (!), который мы ели несколько дней - я от такого приема испытала душевное потрясение. Ну вообще-то - ввалился незнамо кто, и неизвестно чего от этих визитеров ждать. А в ответ - простота и доверчивость, от каких мы уже отвыкли. В России тоже люди доброжелательные, но все же более закрыты.


Никольская церковь в Сокирнице построена в 1709 году, хотя есть мнение, что это дата перевозки ее из другого села. Вход внутрь через резной портал с солярными знаками. В этой церкви росписи интерьера не сохранились, но зато я впервые увидела там алтарный камень - как выяснилось позже, типичный для деревянных храмов Марамороша.


В алтаре представлены церковная утварь и облачение священника - такой мини-музей.


А с внешней стороны стен - снова деревянные кресты.


У всех мараморошских храмов трехчастная композиция алтарь-неф-притвор (бабинец), двойные галереи и крытая лемехом крыша. Над притвором возносятся башни, завершенные острыми шпилями в окружении (почти всегда) четырех маленьких башенок - именно они придают местным храмам специфический вид. Такие же шпили венчают и каменные костелы в Хусте и селах возле Берегова. Рядом с сельскими храмами стоят невысокие, тоже деревяные, простые звонницы обычного для Карпат вида.



А это - Никольская церковь в селе Данилово, самая высокая из окрестных деревянно-готических, с самым стройным шпилем. Сейчас ей меняют крышу (к счастью, на тот же лемех, а не металлом уродуют). Может, потом возьмутся и за колоколенку, в которой тоже дыры зияют.  А еще в Данилово есть народный музей. Он как бы при церкви, но находится на главной улице села, в доме местной жительницы Павлины Шимон.


Бабушка совершенно очаровательная, очень живая и общительная (и как выразилась одна моя знакомая, аутентичная :)). Работая в местном доме культуры, она начала собирать образцы вышивки, ткачества и разные предметы обихода. А потом оказалось, что во всей округе старые красивые вещи сохранились только у бабушки Павлины. В общем, теперь музей знаменит, о нем и его хозяйке пишут в разных изданиях, а вещи просят напрокат для всевозможных культурных мероприятий.



Следующее село, куда мы поехали смотреть деревянную готику -  Александровка. Дорога туда огибает холм с даниловской церковью, и вскоре качество асфальта резко ухудшается. Но не поворачивать же назад, да и ехать недалеко - закарпатские села во многих местах перетекают одно в другое, и тут мы тоже не заметили, когда закончилось Данилово и началась Александровка. По сочетанию с ландшафтом,  церковь Параскевы в Александровке оказалась для меня вне конкуренции. Это она красуется на фоне холмов на заглавном фото, в контровом свете строение выглядит каким-то огромным ящером в темной чешуе. С других сторон, из огородов с кукурузой и фасолью, вид не хуже, но не такой таинственный :)


Церковь Параскевы построена в XVII веке. "Интерьер храма, бабинец, неф и алтарная часть покрыты росписями, выполненными в 1799 году "Стефаном маляром Теребльским". Алтарную часть от нефа отделяет уникальный по композиции иконостас."  В этом храме тоже сельский музей, и он тоже не работал, к сожалению... Недалеко от Александровки на северо-восток, за речкой Тереблей, находится село Колодное. Но это оно по карте недалеко, а нам на машине пришлось наматывать круги, потому что прямого проезда нету. Никольская церковь в Колодном - одно из древнейших храмовых деревянных сооружений Закарпатья. Основной сруб датируется XVI веком, а завершение башни перестроено в XVII-м, так что теперь она, строго говоря, не относится к "готике". Зато на стене еще висит охранная жестяная табличка:"Украiнська Радянська Соцiалiстична республiка. Пам'ятник арiхтектури и т.д." Церкву реставрировали несколько лет назад, сейчас она, вроде, действует, но была закрыта, а искать ключника нам не хотелось, так что полюбовались ею снаружи.



Последний из увиденных нами деревянных храмов находится в стороне от вышеописанной группы сел. Ехать к нему надо даже не через Хуст, а от Виноградова, огибая оконечность Вулканических Карпат.


Отправились в Новоселицу на следующее утро; миновав цыганский поселок Королево, свернули к пограничным горам. Влажная дымка, граждане отдыхают у какой-то запруды (воскресенье), на замусоренном лугу рядом пасутся кони - лепота :) Почти на румынской границе, у подножья одной из вершин все того же Гутинского хребта, белеют увитые виноградом домики села Новоселица. Асфальт на последнем участке перед селом (примерно 3 км) плохой, но автобус из Виноградово сюда ходит.



Интересующий нас объект увидели прямо на главной улице, на пригорке. Успенская церковь построена в 1654-56 гг., реставрировалась, и сейчас в ней по-прежнему музей. В селе есть межвоенная каменная церковь, где проходят службы. Как выяснилось на месте, музей в выходные закрыт, но настырные мы позвонили контактной особе и поканючили, что прибыли издалека, и очень хотим попасть внутрь. Особа оказалась в Виноградово, но обещала перезвонить маме в село, объяснив, к какому дому подойти. Маму успели перехватить на пороге, она как раз собиралась на службу в церковь. И опять - человек не возмутился, что какие-то темные личности таскаются по выходным, а открыл нам и Успенскую церковь, и маленький музейчик через дорогу.



Новоселицкая церковь небольшая, и возле ее шпиля нет угловых башенок, но зато внутри!..



В интерьере - оригинальный иконостас и деревянная люстра. И остатки стенных росписей, сделанных в 1662 году.


Росписи нанесены прямо на дерево, я уже видела подобные в знаменитой церкви Святого Юра в Дрогобыче. В Новоселице лучше всего сохранилась сцена Страшного суда, остальные уже давно сильно повреждены или исчезли совсем, из-за протекавшей крыши. "Народный художник, не лишенный чувства юмора, использовал эту тему для сатирического изображения пороков общества и тех, кто, по его представлению, заслужил публичного осмеяния. Наиболее интересен Рай, изображенный в виде ренессансного замка с башнями и бойницами". Замок нарисован в нижнем левом углу, а грешники в аду - справа. Кстати, от сопровождавшей нас тетеньки я услышала занятное словечко для обозначения блудливых мужиков - курваш. Харррашо звучит :)  Собственно Страшный суд:


Выйдя из церкви, перешли через улицу к небольшому домику. В нем - маленький сельский музей вроде того, что в Данилово, но поскромней. Заинтересовала книга "Новоселицкие вечорницы" - местные легенды, песни и т.п., купили (я собираю интересные издания на эту тему). И тут выяснилось, что экскурсию нам проводила автор книги Ирина Вамош, известный в округе человек. Ирина Ивановна, конечно, не отказалась надписать книгу, а потом мы с ней ещё поговорили. Мы интересовались местными особенностями, а она - что у нас происходит. Между прочим, всю дорогу, после вопроса, откуда мы, и нашего ответа, слышали: "Из самой Москвы?!" - аж с придыханием. И оказывалось, что почти у всех старушек дочки в Москве живут, а дядьки примерно от 45 лет в России служили в армии либо работали. Хоть и разные страны теперь, а так быстро старые связи не рвутся, видать... Возвращаясь к теме поста, имею сказать, что деревянные храмы Карпат и Закарпатья прекрасны, а по выразительности и сочетанию с ландшафтом равны нашим северным. С моей точки зрения, объекты для обязательного посещения, must-see по-русски :)



Трансильвания, Румыния, музеи, 2011 год, Украина, деревянное зодчество, Закарпатская область, Марамуреш

Previous post Next post
Up