В общем, своим читательским и, не побоюсь этого слова, филологическим умишком прихожу к следующим мыслям.
В целом.
Как фантаста ставлю Пелевина в один ряд с Вербером, Хайнлайном и Лавкрафтом.
По двум последним романам делаю вывод, что там, где Виктор Олегович отступает от своего обычного стеба и проявляет свое живое, человеческое, лицо, получается лучше, сильнее, интереснее.
Как читатель, воспитанный на классике, хочу сказать, что исполнение последнего романа замечательно.
Особенно понравилась классическая такая композиция - переплетение двух линий, мужской и женской в данном случае. На мой взгляд это именно то, что держит читателя в состоянии быстрее узнать , что там дальше и чем всё закончилось. Это мастерство.
То есть роман , в сущности, о любви. А не об олигархах, собирающихся вернуть все нажитое тяжким трудом в Россию.
Всё это, и феминизм, и олигархи, это уже не фабула, а сюжет. То есть способ выразить свое, писательское и человеческое,. отношение.
Отношение это обычное для Пелевина- стёб.
При этом никакой мизагинии, а говоря нормальным русским языком, женоненавистничества в романе нет. Героиня Таня - типичная современная женщина с типичной для многих красивых девушек, которых не так воспитали, судьбой. Которая, пройдя типичный путь эскорта и постарев, приходит к обычному нормальному пониманию женского счастья. Существует достаточно много литературы на тему возвращения к давней юношеской первой любви. " Дениэл Мартин", например , у Фаулза.
Что касается феминизма и патриархии, то тут, как мне кажется, Пелевин недостаточно знаком с женской психологией. Небритые подмышки, отсутствие косметики- это еще не феминизм.
А именно. Тут упущен такой момент.
Женщины все это делают не для мужчин. То есть для мужчин во вторую очередь.
А в первую, самую главную, для женщин же. Обычное природное соперничество.
И во-вторых, просто природное же эстетическое чувство. Совершенно естественное стремление любого, подчеркиваю, каждого человека к красоте.
Относительно олигархов. Мы их не любим. И Пелевин тоже.И вот, кстати, эти странцы- великолепный юмор Виктора Олеговича. " Глава" Белый зонт" - это вообще беспрерывное ржание хихиканье.
Ну и наконец джаны.
Как юмористический прием это сделано бесподобно.
Но если принимать всерьез- это слабо. По мне так похоже на состояние под наркотиком, хотя Пелевин постоянно прибегает к сравнениям, чтобы читатель, так сказать, проникся. В моей памяти при чтении постоянно всплывала книга" Всё о наркотиках", которую прочла еще в 90-х. И даже если джаны на самом деле существуют, то, насколько я знаю, такого состояния буддийские монахи достигали путем огромного труда, а не какими -то чудесными манипуляциями.
В итоге.
После романа Пелевина я почти сразу начала читать нацбест А. Сальникова " Петровы в гриппе...". И после ста страниц бросила.
А книгу Пелевина прочла за один день, на одном, как грицца, дыхании.
Что говорит само за себя.