Русский менталитет

Dec 23, 2021 08:57


В СПбГУ было проведено этнопсихологическое исследование базовых этнопсихологических ориентаций и поведенческих стереотипов собственно русского этноса, который пока ещё составляет основу этноса российского. Опрошено 305 человек русской национальности (187 женщин и 118 мужчин), все с высшим образованием. Из них 115 человек проживали в Санкт-Петербурге, остальные - в различных городах России (в том числе Владикавказе, Москве, Новосибирске, Саратове, Томске, Якутске). Всех их просили написать 10 характерных, по их мнению, черт русского народа. В результате получено 3050 характеристик, которые были подвергнуты контент-анализу, а затем сгруппированы в пять блоков. В качестве критерия классификации выступали базовые установки (ориентации) русского этноса и вытекающие из них стереотипы поведения, а также сформированные в этногенезе типичные черты личности :

· Ориентация на коллективность. На базе этой установки формируются такие поведенческие стереотипы, как гостеприимство, взаимопомощь, щедрость, терпимость, открытость по отношению к другим народам, доверчивость.

· Ориентация на духовные ценности и философское восприятие жизни. Отсюда, такие стереотипы как стремление к справедливости, совестливость, альтруизм, широта души, правдивость, оптимизм, мудрость, талантливость, поиск истины..

· Ориентация на власть. Эта установка обусловливает сотворение кумиров, чинопочитание, верноподданичество, формальное законопослушание, управляемость, конформизм.



· Ориентация на лучшее будущее. Отсюда неуверенность в себе, надежда на то, что все образуется само собой, необязательность, безответственность, неорганизованность, беспечность, лень, непрактичность, фанатизм, но и выносливость.

· Ориентация на быстрое решение жизненно важных проблем. На базе этой установки возникают такие стереотипы, как умение собраться и организоваться в экстремальной ситуации, героизм, жертвенность, удальство, трудолюбие, но и привычка к авралу.

Таким образом, подтвердилось, что психологический портрет русского этноса очень противоречив. Здесь сочетаются диаметрально противоположные установки и стереотипы поведения. Например, лень и трудолюбие, безответственность и умение собраться и организоваться в экстремальной ситуации. Эти базовые этнические установки и стереотипы определяют специфику этнической психологии, этнического сознания и подсознания нации, т.е. её менталитет .

· Склонность россиян к общинным, коллективным формам жизнедеятельности, подавлению справедливого мнения меньшинства; осуждение всего оригинального, нестандартного; растворение человека в миру, в общине. Были все условия, которые тормозили, подавляли индивида, не давали ему стать оригинальной, самобытной, неповторимой и ответственной личностью. Именно поэтому марксистское учение нашло в крестьянской, общинной, коллективной России почти идеальную почву для себя (а не в пролетарской Западной Европе), но дало уродливые плоды и привело к трагедии России. Бисмарк говорил, что в марксизме есть определенные интересные мысли и положения, но любопытно, какая страна рискнет применить их у себя на практике?

· Стремление к православной религии, которая всегда была важной частью российского менталитета, способствовала собиранию и объединению народов России в единое государство, развивало у народа отказ от улучшения его жизни в настоящем и устремленность в далекое светлое будущее (прямое сходство с марксизмом (?!)), интравертность, мифологическое мышление и восприятие мира. Для любого православного или хотя бы знакомого с православным мировоззрением человека совершенно очевидным является факт, что православное мировоззрение «пассеистично», в отличии от «футуризма» свойственного коммунистической идеологии).

· Харизматическое отношение к власти, к государству, которое подчиняло себе все сферы общественной жизни, включая и церковь. Эта черта и сейчас все еще отвечает российскому менталитету.

· Правовой нигилизм, который проявляется с одной стороны - в слабом знании своих прав и возможностей, а с другой - в отрицании любых нравственно-правовых регуляторов жизнедеятельности.

· Стремление к всеобщему равенству, которое вылилось в уравниловку, в равенство в нищете. (Весьма спорное утверждение: стремление к справедливости, которое, по нашему мнению, реально есть, отличается от стремления к «уравниловке»

· Преувеличение значения национальной «русской идеи», которая приобретает мессианское содержание и не оправдывает сейчас своего былого исторического предназначения, явно уступая по популярности у большинства людей в мире «американской мечте». (Также весьма спорное утверждение авторов . Ведь «русская идея» не может быть популярной в мире по определению. А «американская мечта» кроме Америки популярна разве, что в среде «колбасной эмиграции», которой хватает во всём мире, да среди нашей потерявшей этнические корни «элиты».)

· Открытость или всеотзывчивость российского менталитета, которая на деле оказывается противоречивой и амбивалентной: идеи и положения западной культуры усваиваются различными элитами, но не воспринимаются народным менталитетом, отторгаются им, как инородное тело, и почти не приживаются на российской почве.

Выборка из кандидатской диссертации по безопасности полетов преподавателя Санкт-Петербургского государственного университета гражданской авиации  А.Малишевского

Previous post Next post
Up