Nov 28, 2011 17:28
Ценность и итог "арабской весны" для Запада - в том, что политика "перезагрузок" стремительно банкротится.
Становится очевидно, что совсем скоро - и это одна из черт нового миропорядка - строить отношения с народами придется через головы их теряющих легитимность лидеров.
И если до сих пор можно было расслабиться, убедив себя в том, что очередной сукин сын - "наш", то теперь это перестанет получаться.
Ведь чем замечательно глобальное информационное пространство, основой коего служит интернет? Оно показывает тому, у кого выбора нет, как это бывает - прямо сейчас! - у других, у кого выбор есть.
Даже самый забитый из самых покорных, не сообщая прямо о ценности для себя свободы, все равно предпочтет две опции одной, три - двум, а четыре - трем. Такое элементарное стремление к свободе - прямое следствие стремления к самосохранению.
Размывание легитимности правителей в автократиях происходит быстрее выборных циклов. Институты за ней не поспевают. Люди перестают понимать, с какой стати там наверху "именно этот".
Интересно, что сами лидеры автократий предвосхищают этот перелом, выдумывая то, чего пока нет: финансирование и науськивание оппозиции Западом, какую-то коварную систему грантов и оранжевых диверсий. Запад и сам пока не понял (ибо отвлечен на свои насущные проблемы), что эти обвинения звучат не в шутку, что это такая оговорка режимов по Фрейду.
Демократический Запад сначала встал перед фактом бурления под Каддафи, которого он сдал легко. Уже с Асадом дело гораздо сложнее. Но холодок жути, который уже сейчас бежит по спине самых проницательных, веет со стороны игроков куда более крупных, мощных и осевых, чем Ливия или Сирия. Ибо уже сейчас неясно - что же делать, когда совсем уже явственно встанут проблемы с легитимностью крупнейших партнеров по перезагрузкам и, что еще страшнее, по транстихоокеанским отношениям. Глобализация размоет понимание главного: с кем ты имеешь дело - с крупным геополитическим партнером, или группой друзей, которых какая-то сила когда-то вынесла наверх.
упадок,
глобализация,
свобода,
футурология,
государство