Итак, наконец - давно обещанный разбор сражения на море.
Прежде всего начнём с позитива. Что мне понравилось: правила работают, флоты сражаются, корабли наносят и получают в целом примерно представимый по замыслу урон. Кубы многое определяют, но... так-то это настольная игра с кубиками, это нормально, наверное.
Что не понравилось или понравилось менее:
Прежде всего флагманы. Они слишком хороши и они слишком малоуязвимые. Спасброски позволяют им всё сражение практически не рисковать - игроку реально непросто их потерять, что неправильно. Да, флагман - это флагман, нормально, что он крут, но в смысле «некоторое преимущество» а не «непобедимый корабль». Он может и должен уверенно сражаться в самой гуще схватке, при этом, что характерно, противник должен иметь возможность ему попортить жизнь. Так что...
Какие есть варианты? Прежде всего - можно просто убрать флагманы как класс, оставив лишь эскадры и поддержку. Можно дать флагманский корабль только адмиралу. Наконец, можно сделать флагман просто апгрейдом каждой эскадры (по принципу: некоторый бонус взамен на риск его «дарителю», а потопление или захват флагмана будет учитываться в результатах боя - по принципу персонажей в наземном сражении).
Далее, монстры поддержки. Они, напротив, слишком слабы. Да, возможно, это отчасти объясняется отличной защищённостью гномьих кораблей, отчасти удачей с кубами, но всё-таки им удалось только повредить одну плавучую батарею и это, похоже, самый громкий их успех за всё сражение. При этом по лору (в книге по событиям войны) несколько морских змеев обрушили огромные металлические ворота гномьей морской твердыни. Полагаю, что монстров надо поднимать.
Также некоторая проблема со стрельбой/рукопашной экипажей. Как уже писал, сейчас это отыгрывается как будто «поверх» кораблей расположен отряд скирмишеров, и они проводят обычную атаку. Но это противоречит логике правил морского боя (небольшое количество кубов, простые броски). Можно поменять (упростить) и стрельбу экипажа, например, но... это лишит предусмотренной правилами в принципе возможности экипажам атаковать врага на берегу: атака с лодок, обстрел с плавучих «батарей мушкетёров» и т.п. Не определился пока.
Наконец, мы опытным путём определились с правилами огня с разных бортов, того самого broadside. Всегда хотелось иметь отыгрыш залпа «с обоих бортов», но это всегда было несколько сложно. Итак - теперь у кораблей эскадры будет основная атака - залп основной массы (количественно и качественно) металок, который он проводит по своему врагу с максимально выгодной (из возможного) позиции, но есть ещё и дополнительная (залп оставшимися, обычно со второго борта), но только их атакует второй враг, соответственно, с другого направления. Просто и, кмк, логично, и избавляет от выяснения, могли ли корабли занять позицию для залпа сразу в две стороны.
Известная картинка прозрачно намекает - пушек много, но они смотрят в разные стороны и не смогут стрелять сразу все по одной цели.
Но в целом сражение мне понравилось, было весело и интересно. Надеюсь, описание тоже представляет собой интерес - возможно, даже и литературный.
Удачи,