Общая ситуация,
первые бои,
атака с севера.
Итак, недовольный ходом боев у столицы колоний Каледор решил нанести сокрушительный удар «грязным кротам» и бросил вызов на генеральное сражение. Место действия - равнины к востоку от Тор-Алесси.
This warhammer costs 40 thousands! (C)
Разумеется, армия максимально возможной численности и элитная. Честно говоря, при всей любви к генеральным и решительным сражениям (с которых и начинались когда-то правила) меня в них уже давно смущает один (наверное, неизбежный) момент. А именно, изрядная предсказуемость состава войска. Как в играх серии Total war, когда в поздней игре создаёшь новую армию - когда уже ни денег, ни других ресурсов можно не считать, и просто идти по топу списка: 8 отрядов лучшей пехоты, 4 монстроконницы, 4 лучшие машинки и на сдачу персонажей по настроению и задаче (маг, файтер, третий на увеличение лимита движения) .
Так и здесь. У обеих сторон по 40 тысяч мечей, и старательно сберегаемая (хорошо, сберегаемая больше хаями) элита выставлена коробками в первой линии, а уж остаток армии «догоняется» линейными войсками (так было и с зомби в бургундской кампании). 4,5 тысяч «львов», пять - «фениксов» плюс тактический полк рыцарей, малыми эскадронами, полная батарея стреломётов, во второй линии коробки 3600 и 3700 колониальной пехоты, и это только центр. Мечники Хоэта (3200) и рыцари в первой линии, а во второй - морские гвардейцы в «орденской фаланге», пачка тяжёлых колесниц* и опять рыцари, это у нас правый фланг. Полная коробка Sea guards и колонна эллирийской конницы с усилением копейщиками, в резерве - 5 тысяч колониальной пехоты и опять же рыцари, это левый. Застрельщики в полной численности. Король Каледор во главе центра, на драконе (фанатский текст уверяет, что эльф вылазки возглавлял именно верхом на дракошке, но потерял его в необдуманной атаке и поэтому в последнем бою - там, где он в дуэли с Готреком занял второе место - сражался на коне; откуда взяли, сказать не берусь, но в целом логично). Два опытных мага - огня, для атакующих чар под эгидой, и защитный, давить магию созвучной франции. Кроме того, ещё два дракона по флангам - оба «свободные» и с Ультуана.
Тут по бэку интересный момент. По книге, некоторые высокородные Азур считали, что драконы, мол, слишком независимые и капризные, тогда как задача всяких зверушек - 1. служить великой империи хаёв и 2.молча. Результатом стала созданная на основе дручевских заклинаний магия подчинения, с помощью которой захомутали и стали использовать как живое оружие сначала морских змеев, а потом и «диких» драконов из колоний. С понятной реакцией драконов Ультуана.
К моменту прибытия Каледора колонисты в отчаянии (т.к. dragon riders частью вернулись на остров, а частью погибли) вовсю и с приемлемым успехом юзали драконов «крепостных». Впрочем, эльфийский король, со своим трейдмарковыми тактом и дипломатическими талантами проявил похвальное беспристрастие - рассорившись уже с драконами и их наездниками с острова (за то, что те покинули его любимую войну), нахамил ещё и колдуну-контролёру (обвинив в малополезности и, кажется, трусости). Того отправили охранять посадку колонистов на корабли, где вконец задолбавшийся порабощённый дракон наконец реализует хитрый план освобождения - подставится под гномий стреломёт (якобы случайно залетев в зону поражения), боль от раны по магической связи передаётся наезднику, и неприятные для могучего ящера ощущения будут для эльфа острым шоком. Прежде чем колдун успеет восстановить контроль, дракон делает «кусь». Затем улетает в закат, на прощание плюнув на корабли хаёвского флота. В прямом и переносном смыслах - просто на разные корабли. Сжёг он не все, конечно.
Молот и наковальня.
Распространённая тактика, просто здесь она по разные стороны поля боя. Первая линия гномов составлена из (слева направо): по 4К штурмовиков и воинов с копьями, 4 тыс. длиннобородых, 5 - королевской гвардии, с Готреком во главе, плюс опять четыре - воинов с двуручным оружием, затем зеркально правому флангу копейщики и штурмовики. По второй линии в каждом сегменте по отряду в 3 или 4 тысячи воинов. Батарея камнемётов (со скромной помощью рунных мастеров, со специальными боеприпасами на несколько залпов). Застрельщики.
Понеслась.
Азур получают первый ход. В котором войска скорее показывают себя посредственно, а маги и монстра жгут («огневик» так и в прямом смысле). Дезорганизованы застрельщики-«тени» на правом фланге, рыцари в центре понесли огромные потери от двуручей (так-то разошлись по потерям вровень, но гномов, было, четыре тысячи, а эльфов семь с половиной сотен), Готрек почти оказался ранен (прокинул спасбросок). На левом фланге же совсем невесело. Эллирианцы увязли в лесу копий и еле вырвались, потеряв более сотни бойцов, морегвардейцы просто провалили стычку. Оба отряда деморализованы. Наконец, ранен один из драконов. Зато маг Огня врезал огнешаром со всей души, а его коллега смог заглушить потенциально опасные руну и заклинания гномов.
В целом, расчёт на сокрушающий удар пока не играет. Воспетая Н.Каймом гномья «стена стали, бронзы и напряжённых мышц» вполне удерживает атаки Азур. Конница с ланцами наносит приличный урон, но не может сломать большие коробки одоспешенной тяжёлой пехоты, при этом несёт болезненные потери и ломает ланцы (т.е. скоро будет атаковать с бросками похуже). Впрочем, 730, кажется, гномов в минусе по всей линии (хаёв не посчитали, но чуть менее).
В ответку гномы предсказуемо уделили особое внимание своему правому флангу - линия Азур приведена там в беспорядок, а бонусы за полководца игрок ещё не может, на ход противника, применять. В жаркой рукопашной, пусть и после бестолкового обмена залпами, гномьи разведчики потеснили «теней». Штурмовики в целом обошлись малой кровью, отогнав дракона, считай, без потерь (но и не ранив его). Затем они обрушиваются на морегвардейцев: почти безрезультативный обмен залпами в упор, достаточно бестолковый раунд ближнего боя, затем... Затем они пытаются уклониться от рукопашной (игроку за Азур надо, чтобы они просто выстояли), но не вышло. Дави навязывают стычку - и минимально, но вытягивают на общий успех. Надежда была на слом отряда, но... это хаи. 4 на кубе, морегвардейцы стоят. Эллирийцы пытаются свести стычку на ничью, но отличный раунд рукопашной даёт победу гномам (опять же - усиление из средневооружённых+ конных копейщиков против них работает слабо, тут рыцарям дай Бог справиться). Впрочем, тоже стоят.
Маг не смог подавить магию на снарядах Grudge throwers и те выносят около 80 «фениксов» одним залпом. Хотя при этом перед отрядом Готрека ещё горит стена огня и атаковать сквозь неё он отказывается (и его атаковать - безнаказанно - нельзя). Интересная «дуэль на двуручах» между «львами» и Longbeards (потенциально заоблачный урон за счёт высокой бронепробиваемости и Сокрушительного удара, но очень зависит от кубов; своего рода пеший аналог частой для конных стычек ситуации), несколько лучше выступают гномы. Рыцари в блестящей, без шуток, атаке сносят практически целиком первую шеренгу гномов, и, не будь у тех двуручей, выиграли бы всухую, уклонившись от рукопашной (а мы чуть не забыли про спецправило). Но нет, ничья, т.е. - болезненные потери эльфийской конницы и первый штраф в этом бою (чего-то рано).
Также неплохо показали себя мечники Хоэта, выиграв стычку - хотя, разумеется, сломать гномью пехоту с одного наскока не потянули. Штурмовики, больше по фану, применили одну из
фишек варлорда - и кубы опять доказали наличие извращённого чувства юмора. При том, что кубы другие и новые.
Некоторые фракции - воинственные и с бойцами с крепким горлом (ну, то есть гномы подходят в полный рост... извините за выражение) могут один раз за бой для элитного отряда попытаться громким волчьим воем смутить коней вражеских наездников и привести конный полк в замешательство. Тот не может атаковать, только отбиваться в рукопашной и отстреливаться, но для этого должен провалить тест на выездку - умение всадников управлять своими животными. Так вот, у рыцарей умение Выездка отличное, 5, выше, обычно, некуда. Угадайте, что выпало на шестиграннике...
Рыцари, с трудом контролируя коней, несут втрое большие потери в стычке, и хотя и должны устоять, хоть уже под штрафом, и даже устояли, но вот тест за потери... Вроде бы должны пройти, 3+ надо - но увы, единица. Запаниковавшие кони уносят эскадрон рыцарей с поля боя. Хоть застрельщики восстанавливают свои позиции и на сей раз теснят назад гномов.
Уффф... Хватит на сегодня. Удачи.
Иллюстрация с обложки упомянутой выше книги Кайма. Приемлемо, но откуда столько драконов в небе? Там впору светофор ставить, и регулятора. Впрочем, Уорхаммер всегда был про пафос.
Продолжение следует.
ЗЫ. Конница практически не в состоянии опечалить гномью элиту, и даже рядовых копейщиков. По крайней мере, без пистолей. Возможно, её роль против врага с тяжёлой стойкой пехотой - чисто атаки поддержки, ну, или по образцу Миральяно, держать линию, пока стрелки, металки (и магия, если есть в сценарии) пытаются перевесить счёт.
ЗЗЫ. * Мы про них реально забыли. Поэтому будут во второй линии.