Десять лет спустя

Nov 10, 2009 21:52




"Он пришел, этот добрый день,
Он пришел, этот светлый час..."

Итак, в ночь с сегодня на завтра исполняется ровно 10 лет, как мы здесь. Я столько читала воспоминаний об этом дне в разных ЖЖ - серьезных, юмористических, разных... Столько раз мысленно начинала писать этот пост - а он все не складывался, схема нарушалась, терялась плавность изложения... Но отступать дальше некуда. Как следует из эпиграфа, "час Ч" настал ☺.

Хотя тогда, 10 лет назад, этот день совсем не казался мне добрым. Мы уезжали в полном смысле слова "в никуда"...
Почему "в никуда"? Да просто как-то так получилось, что об Израиле мы ровным счетом ничего не знали. Родственников здесь у нас не было, друзей тоже. Нам давали почитать письма друзей друзей, но что можно понять о жизни в стране из таких писем? Наученные предыдущим жизненным опытом, мы не слишком им верили (и не зря, как оказалось ☺).

Собирались мы наспех. От момента принятия решения до момента его реализации прошло всего полгода, а в реальность происходящего я, например, поверила только в последние 2 месяца (а Саша, как мне кажется, не верил до самого дня отъезда). Потому и сборы вещей были бестолковыми и поспешными. Мы уезжали с дорожной сумкой и "зоопарком" (про зоопарк я еще напишу), а основные вещи отправляли контейнером на чужое имя. Вещи для контейнера отбирались и упаковывались буквально накануне его отправки на таможню, а сам день оформления контейнера на таможне совпал, как полагается, с днем отъезда :) Такое вот еврейское счастье. Так что с раннего утра я уже стояла первой в очереди на таможне (больше часа езды на машине от моего дома), а потом мчалась домой, чтобы успеть к "выносу тела", то есть вещей...

Конечно, можно было отправить контейнер и на наше имя, но тогда мы получили бы его на два-три месяца позже; кроме того, по правилам, установленным не знаю кем, контейнер "оформлялся" не менее чем за месяц до предполагаемой даты отъезда, а в нем были вещи, которыми мы пользовались, что говорится, до последнего дня и без которых, как тогда казалось, было не обойтись.
Мчалась, спешила, но не успела. Подъехав к дому, я обнаружила отъезжающее такси с вещами и родственниками. Так что пришлось разворачивать водителя и ехать прямиком на место сбора. Мы должны были улетать из Днепропетровска, и все семьи харьковчан, летящих одним рейсом, должны были собраться в определенном "секретном" месте - секретном, потому что, боясь провокаций, Сохнут сообщал его координаты только за день до отъезда, а в кавычках, потому что его и так все знали :)
Приехали на место. Провожающие в составе подруги Ирки, Иркиной мамы и подруги моей мамы уже ждали. Были еще несколько семей с провожающими. Иркина мама пустила слезу... И не она одна - многие из числа присутствующих (в основном, остающиеся) "всплакивали". Запомнилась одна семья. Они, наверное, начали "отмечать" за пару дней "до", и были, что называется, в кондиции - и отъезжающие, и провожающие :) Особым потрясением явился парень из этой компании, чокнувшийся бутылкой шампанского с автобусом! ☺

Мы держались молодцами - и мы с Сашей, и "железный Феликс" - моя мама, и совершенно больная Настя... Перешучивались, группировались, перегруппировывались, болтали какие-то глупости, а время шло... Наконец раздался приказ: "По коням!" Водитель завел мотор, и тут...

И тут меня "накрыло". Решение о том, что мы уезжаем, а Настя с мамой остаются, было принято за несколько месяцев "до", и совсем не казалось таким ужасным, особенно учитывая, что Настя и так в последних классах большую часть времени жила у мамы. И, конечно, мы знали, что они приедут в гости буквально через несколько месяцев, и что телефоны-интернет никто не отменял, но одно дело все это знать и понимать, и совсем другое - уезжая из страны навсегда, смотреть из окна автобуса на остающегося там, за окном, ребенка... Все четыре часа дороги до Днепра я просто ревела в голос. Успокоилась только на подъезде к аэропорту...

В аэропорту, как водится, пришлось подождать что-то около трех часов, пока не началась регистрация. Эти три часа я помню плохо. Помню, что долго искала ветконтроль, чтобы поставить печать на справки о вывозе животных; потом нам раздали какие-то бланки (наверное, таможенные декларации) и все их заполняли. Потом опять ожидание, и, наконец, нас зовут к стойке.

Досматривать нас - с одной-то сумкой - много времени не заняло. Ох, как эта сумка звенела! Дело в том, что ложки-вилки я туда просто побросала сверху в последний момент, даже не завернув :) А на дне лежали какие-то инструменты, без которых Саша не видел своей жизни в Израиле... Достав и покрутив в руках напильник, досматривающий нас парень аккуратненько положил его сверху в сумку, а потом покрутил пальцем у виска начал с нами беседовать. Кто, что, где, когда, сами ли собирали сумку... Апофигеем явился вопрос, знаем ли мы иврит :) Тут нужно заметить, что месяца за три до отъезда мы решили, что неплохо было бы слегка подучить язык, и записались в ульпан. И даже сходили на несколько занятий. Поэтому на вопрос проверяющего мы бодро ответили: "Да, немного". Следующим вопросом было: "И что же вы знаете?" И вот тут случилась заминка, потому что, во-первых, я вообще всегда терялась при просьбе "А ну, скажи что-нибудь на английском/немецком/еще-каком-нибудь языке", а, во-вторых, весь словарный запас из 15 слов тут же куда-то улетучился, и только два слова вспыхивали в голове, подобно двум лампочкам - "кен" и "ло" ("да" и "нет"). Их я из себя и выдавила. Третий вопрос логично вытек из моего ответа: "И что же такое "кен"?" Ни секунды не раздумывая, мы с Сашей хором ответили, он - "Да", я - "Нет". Думаю, своим единодушием и идентичностью версий мы сделали проверяющему вечер! ☺ Во всяком случае, больше вопросов у него не было...
Что еще помню... Помню женщину в зале ожидания, уже перед самой посадкой. Мы с ней разговорились, она рассказывала, что ее дочка уже давно в Израиле, живет в Т-А, хорошо устроена, а муж дочки работает в Бен-Гурионе... В какой-то момент она повела рукой, и "зайчики" от кольца на ее пальце побежали по стенам. Изделия с бриллиантами в то время были запрещены к вывозу, да и вообще - можно было вывезти только золото, которое надето на тебе, общим весом не более 20 грамм... Слегка обалдев, мы спросили, как ей это удалось. Оказывается, иногда полезно говорить правду :) На вопрос таможенника о кольце она сказала, что это черный бриллиант в платине. Таможенник хихикнул, решив, что тетка прикалывается, и пропустил. А на женщине и в самом деле было старинное фамильное платиновое кольцо с огромным редчайшим бриллиантом :) То есть бриллиант был настолько большим, что таможенник, по-видимому, просто никогда не видевший бриллиантов такого размера, и заподозрить не мог, что камень - настоящий.

Помню еще дьюти-фри. То есть, сам дьюти-фри не помню, зато помню, что Саша просадил в нем 1/7 часть наших "стратегических валютных запасов". У нас было с собой 35 баксов, и за 5 из них он купил там банку пива...

Дальше был самолет. Сам полет я проспала. Проснулась только на подлете к Т-А. Выглянула в иллюминатор, а там - два моря! Море, которое море, и море огней! Мы летели из Украины, где веерное отключение света в домах уже давно стало нормой, а освещение улиц отсутствовало как класс, и вдруг такое! Самолет сделал два круга перед заходом на посадку, и все это время мы, не отрываясь, смотрели в окно. Это впечатление я не забуду никогда: три часа ночи и море огней за окном.

На выходе из самолета пассажиров рассортировали, отфильтровав новых репатриантов, а затем нас, "отфильтрованных", долго вели по каким-то коридорам, пока не привели в большую комнату, где стояли несколько столов с соками-водами-пирожными, много скамеек с откидными сидениями и пять стоек, за которыми выдавались документы. Вызывали по списку, мы были почти в самом конце. Можно было позвонить, но звонить нам было некому (то есть, мы могла позвонить тем ребятам, знакомым наших знакомых, из-за которых и к которым ехали в Наарию, но было как-то неловко беспокоить приличных людей в такое время суток (и, как оказалось, мы бы все равно не дозвонились - им как раз отключили телефон за неуплату ☻).

Потребовались фотографии на документы. У нас с собой были подходящие фотографии, но найти их в сумке я не смогла. Ничего страшного, утешили нас, и проводили в закуток, где сфотографировали бесплатно. Ох, лучше бы не... Так и останусь я на всю жизнь на фотографии опухшим поросенком, а Саша - вынутым из петли цыпленком с длинной шеей :) Ну естественно, а какими еще мы могли получиться после бессонных суток?

Дождались, получили документы, сколько-то "подъемных" и, выслушав инструкции, где нужно ждать такси, отправились в зал, где забирают багаж.

И вот тут начинается самый экшн. Дело в том, что, кроме дорожной сумки, у нас с собой был, как я уже упомянула, "зоопарк", состоявший из 18 кошек разных пород и возрастов и одной собаки крупных размеров породы ирландский сеттер.

К моменту отъезда в Израиль мы профессионально занимались кошками и отчасти собаками много лет. Так сложилось, что у нас было 12 своих кошек. Это ведь трудно завести первую кошку и взять к ней в компанию вторую, а когда их уже две, то станет их три или четыре - практически ничего не меняется. Кошки живут, стареют, перестают ходить на выставки, им на смену появляются новые - но что значит "на смену"? У нас это значило лишь то, что кошка заканчивала свою выставочную карьеру и уходила "на пенсию", по-прежнему оставаясь жить у нас. Мы ведь не начинали любить ее меньше от того, что она больше никогда не выиграла бы Best in Show :) Проблема перенаселенности хорошо знакома владельцам серьезных питомников. Некоторые заводчики продают / отдают "вышедших в тираж" животных "в хорошие руки"; есть и такие, кто усыпляет... Ну, а есть и такие, как мы - мы их всех оставляли себе. Они становились членами нашей семьи, а членов семьи не усыпляют по причине старости и не отдают чужим людям.
Перед отъездом я извела Сохнут вопросами, не будет ли проблемы с животными. Сотрудник Сохнута даже при мне звонил в Израиль и выяснял в соответствующем ведомстве. Ответ был однозначным: домашние животные пошлиной НЕ ОБЛАГАЮТСЯ, каким бы ни было их количество. То есть вопрос, кого мы берем с собой, не стоял. Стоял другой вопрос: как всю эту банду вывезти :). Ну, купили контейнеры, утеплили их (в Харькове в ноябре уже снег и заморозки), оформили все справки, сделали все прививки...

Кроме своих, были у меня еще с собой котята, которых я купила по просьбе знакомой наших знакомых, тоже кошатницы. Эти котята были с нами в салоне самолета; все "наши" летели в багажном отсеке.
Да, так вот. Выходим мы в зал, где люди получают багаж. Поскольку в списке мы были одними из последних, зал уже опустел, и только наши сумка и контейнеры сиротливо катаются по кругу. Протягиваю руку к сумке - и тут ко мне подскакивает какой-то тип в кипе и на иврите настойчиво предлагает куда-то пройти (то есть это я по его жестикуляции поняла, потому что иврит мой в тот момент... об этом я уже писала). Притащил в какую-то комнату и начинает "лечить мозги". Говорю ему по-английски, что не понимаю. Переходит на убийственный английский и собщает, что у нас обнаружена (!) товарная партия животных, которая облагается пошлиной, и посему он предлагает "здесь и сейчас" заплатить эту самую пошлину в размере двух штук баксов. Как же так, говорю, это же наши животные, мы же еще до отъезда узнавали, и нам твердо сказали... Мужик ничего не желает слышать, уже орет, буквально топает ногой, путает английские слова с ивритскими, машет трехпалой рукой (на правой руке у него действительно было три пальца вместо пяти)... Он в крик - и я в крик, прежде всего потому что у нас элементарно нет этих денег, а есть 30 долларов и то, что нам только что дали работники Сохнута, что-то около трех тысяч шекелей (доллар в то время был 3.7). Поняв, что со мной каши не сваришь, мужик пошел звать на помощь товарища, говорящего по-русски. Подходит Саша, спрашивает, что происходит. Объясняю ему в двух словах... Кто знаком с Тельцами, знает, что, когда у них в голове загорается красная кнопка, тормоза срывает моментально. Их трудно вывести из себя, но если уж вывели... "Ах, так <бип>, - орет говорит мой муж, - тогда <бип> я <бип> сейчас <бип> открываю все дверцы контейнеров <бип>, и пусть все идет идут лесом <бип>! Пусть что хотят <бип> с ними, то и делают <бип><бип><бип>!" И тянет руку к контейнеру с собакой... Тем временем появляется русскоговорящий товарищ таможенника (нужно заметить, русскоговорящий с большой натяжкой - то ли приехал в раннем детстве, то ли в местности, где он родился, русский был не в чести). Довольно быстро разбирается в ситуации, внимательно выслушивает и тираду мужа, и мои вопли о том, что у нас просто нет столько денег, о чем-то шепчется с предыдущим товарищем, и говорит мне: "Так сколько денег у вас есть?" Говорю, что понятия не имею - еще даже в руках не держала. Сколько всем дают, столько и у нас есть (про 30 баксов хватило ума промолчать). ОК, говорит, пусть муж идет во-о-н туда (показывает) и там их все заплатит. Так уж и быть, нам сделают скидку :) С трудом пробиваюсь к Сашиному сознанию, объясняю, что нужно делать... Ох... Саша идет и платит все деньги, что нам дали (так и вижу: царственно бросает деньги кассирше и цедит сквозь зубы "На все!") БИП, БИП, БИП... Любите Родину нашу, мать вашу... Занавес.

А потом все как у всех - чемодан-вокзал-Израиль ожидание такси с еще двумя семьями - поездка в такси с заездами в Хайфу и куда-то еще - Наария... Всю дорогу я проспала; проснулась уже в Наарии от звука голоса водителя, расспрашивающего, как проехать по адресу знакомых наших знакомых. На наше большое счастье, человеком, у которого он спрашивал дорогу, оказался сын этих самых знакомых, так что еще пять минут - и мы были у них дома. Долгая дорога в дюнах закончилась...

P.S. В тот же день, позвонив из автомата в Харьков, и выяснив, что утром маме пришел огромный счет за телефон, мы пошли на почту и отправили ей оставшиеся у нас 30 баксов, так что новая жизнь в Израиле начиналась действительно с полного нуля :) Вторую часть "подъемных" от Сохнута мы получили только через 10 дней, потому что служащая ошиблась с номером счета и деньги ушли не туда... Спасибо, немного помогли те самые знакомые знакомых - частично отдали деньги за котят, что я везла им (деньги смешные, но в тот момент казавшиеся нам целым состоянием). Три дня мы прожили у них, потом сняли квартиру.

P.P.S. Говорят, каждому в Израиле приходится съесть свою дозу дерьма. В таком случае, мы всю эту дозу съели по прибытии, в аэропорту, потому что больше никаких особых потрясений с нами уже не случалось :) Сложности, конечно, бывали, но это уже совсем другая история.

Приколы нашего городка, Воспоминания

Previous post Next post
Up