АВТОМОБИЛЬНАЯ СЛУЖБА И АВТОМОБИЛЬНЫЙ ТРАНСПОРТ В ПЕРВЫЙ ПЕРИОД ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

Nov 22, 2012 09:24


Необходимость быстрого подвоза военных грузов войскам действующей армии и осуществление крупных оперативных перевозок войск автомобильным транспортом выдвинули новые задачи , для выполнения которых возникла потребность изменения структуры автомобильной службы.
Постановлением ГКО от 15 июля 1941г. № 163 было организовано Автомобильно-дорожное управление (АДУ) Генерального штаба Красной Армии, на которое возлагалось руководство автомобильными частями и организация автомобильных перевозок.






АДУ укомплектовывалось 6-м отделом Генерального штаба с его автомобильным, дорожно-эксплуатационным и дорожным отделениями, командным составом Управления военных сообщений и слушателями Военно-транспортной академии, которые работали в оперативной группе по разгрузке Московского железнодорожного узла. В конце июля 1941 г. АДУ было выделено из Генерального штаба и подчинено начальнику тыла Красной Армии (Приказ НКО от 29 июля 1941г. № 061).
Одновременно с организацией АДУ были организованы автодорожные отделы во фронтах и армиях с подчинением их соответствующим начальникам тылов.
В мае 1942 г. ГКО, исходя из опыта первого года войны, признал необходимым реорганизовать АДУ в Главное управление автотранспортной и дорожной службы (ГУАД) в составе двух направлений: Автотранспортного и Дорожного, с подчинением его начальнику тыла Красной Армии (приказ НКО от 12 мая 1942г. № 037)
В соответствии с этим приказом на Автотранспортное управление возлагались:
- организация и руководство автомобильными перевозками, их материальное и техническое обеспечение;
- руководство сформированием, боевой подготовкой и материальным оснащением автомобильных частей;
- руководство и организация эксплуатации и ремонта машин в автомобильных частях резерва СВГК;
- учет автомобильной техники в автомобильных частях резерва СВГК, во фронтах, армиях и военных округах.
Снабжение автомобилями и запасными частями, производство ремонта оставалось в ведении Главного автобронетанкового управления Красной Армии. Аналогичная реорганизация была проведена во фронтах и армиях:
- автомобильно-дорожные отделы фронтов были реорганизованы в управление автотранспортной и дорожной служб (УАДС);
- автомобильно-дорожные отделы армий - в отделы автотранспортной и дорожной служб (ОАДС). Подчинялись эти управления и отделы соответствующим начальникам тылов, а по специальным вопросам - начальнику Главного управления автотранспортной и дорожной служб Красной Армии.
Учебные автомобильные полки и батальоны, авторемонтные части и предприятия, автомобильные училища и некоторые автомобильные части находились в подчинении автобронетанковых управлений во фронтах и Главного автобронетанкового управления в центре.
Условия, в которых началась Великая Отечественная война, и особенности ведения боевых действий в летне-осенней кампании 1941 г. отразились на использовании автомобильного транспорта. В силу вынужденного отхода войск была потеряна значительная часть мобресурсов.




По состоянию на I августа 1941 г. было вновь сформировано и развёрнуто за счёт существующих авточастей и депо 120 автотранспортных частей и соединений, в том числе 5 автомобильных бригад,8 отдельных и 6 запасных и учебных автополков, 54 отдельных автомобильных батальона, 14 батальонов и рот бензоцистерн, 12 отдельных автомобильных рот, 18 эвакуационных рот. В качестве резерва Главного Командования в июле 1941 г. в районе Москвы и г. Рязани были сформированы 14-я автомобильная бригада (в состав 7 автомобильных и одного орвб) и пять отдельных автобатальонов (не входивших в состав бригады). К началу августа в них находилось около 4000 автомобилей. Всего по состоянию на 21 августа 1941 г. в автомобильных частях насчитывалось около 25000 автомобилей, при этом некомплект составлял 20,3 тыс. машин.
Моторизация наших войск в начале войны была недостаточной и значительно уступала уровню моторизации немецко-фашистской армии. Поэтому в первый период войны значительное количество машин автомобильных частей потребовалось использовать для временной моторизации общевойсковых частей и соединений.
Использование автотракторных частей для временной моторизации частей и соединений было обусловлено тем обстоятельством, что стрелковые дивизии зачастую совершенно не имели своего штатного автомобильного транспорта. Так в июле 1941 г. по постановлению ГКО 14-я автобригада резерва ставки ВГС перевезла 6 стрелковых дивизий из района Москвы в район Вязьмы на расстояние от 120 до 300 км.
Особо напряжённой была работ® автомобильного транспорта в битве под Москвой. В этот период на Западном Фронте насчитывалось около 8000 грузовых автомобилей, из них около 2000 находилось во Фронтовом резерве.
Умелое использование автотранспорта для оперативных и снабженческих перевозок в битве под Москвой обеспечило быстрое сосредоточение войск и материальных средств для мощного удара по немецко-фашистским войскам и разгром группировок гитлеровских войск.
Особо сложные задачи по перевозу материальных средств войсками выполнял автотранспорт в ходе контрнаступления под Москвой. Низкие темпы восстановления железных дорог приводили к отрыву войск от баз снабжения и удлинению путей подвоза по грунту. В результате этого объём перевозок автотранспортом возрастал, условия его работы становились все более тяжёлыми. Задачи по обеспечению перевозок в этот период решались путём массированного использования автомобильного транспорта на решающих направлениях, проведение мероприятий по обеспечению его технического обслуживания, а также улучшения организации дорожного обеспечения.




Сложную и ответственную работу выполнил личный состав автомобильной службы при обороне г. Ленинграда. Фашистским войскам 8 сентября 1941 г. удалось перерезать наши сухопутные коммуникации и блокировать Ленинград. Запасы продовольствия уменьшались, нормы выдачи его населению снижались.
Пополнение запасов воинских грузов и продовольствия судами по Ладожскому озеру прекратилось из-за раннего наступления холодов и становления льда на озере.
Воздушный транспорт, который работал в то время по доставке грузов, не мог обеспечить потребности войск и население города. Возникла необходимость в снабжении Ленинграда автомобильным транспортом по льду Ладожского озера. 19 ноября 1941 г. Военный совет Ленинградского Фронта принял решение о создании военно-автомобильной дороги - ледовой трассы через Ладожское озеро.
22 ноября 1941 года, когда лёд на озере несколько окреп, колонна из 60 автомобилей ГАЗ-АА под командованием майора В.А. Порчунова - командира 389-го автомобильного батальона - пересекла озеро и таким образом проложила ледовую трассу, доставив 23 ноября в город 33 т продовольствия.
Первоначально общая длина трассы от железнодорожной станции Заборье до станции Ладожское озеро (Осиновец) составила 320км, в том числе 32 км - ледовый участок. В декабре 1941 г. был освобождён г. Тихвин и подвоз грузов с 24 декабря 1941г. стал совершаться через г. Тихвин, что сократило длину пути подвоза до 190 км.
В дальнейшем с приближением станций снабжения к берегу Ладожского озера длина пути была уменьшена до 87 км.
Днём и ночью, в сложных условиях зимы, под систематическими артобстрелами и налётами авиации врага бесстрашные автомобилисты доставляли в Ленинград воинские грузы и продовольствие, а обратным рейсом раненых по Дороге жизни. Уже в марте 1942 г. Ленинград получал ежесуточно 3200 т различных грузов, а к апрелю население города было обеспечено продовольствием на два месяца.




Другие статьи на тему Великой отечественной войны Вы можете найти по тэгам
ВОЕННЫЙ ЖУРНАЛ

АВТОМОБИЛЬНАЯ СЛУЖБА И АВТОМОБИЛЬНЫЙ ТРА, Великая отечественная война, ВОВ

Previous post Next post
Up