Как в ссср братьев белорусов выселяли

Feb 10, 2020 18:44



Советские солдаты вошли в Западную Белоруссию, которая тогда была в составе Польши, 17 сентября 1939 года. Таким образом Иосиф Сталин по договоренности с Адольфом Гитлером нанес удар в спину Войску Польскому, которое с 1 сентября вело упорные бои с армией нацистской Германии.

Белорусские патриоты в Западной Беларуси в то время почти поголовно стояли на антипольских позициях - это было естественной реакцией на официальную антибелорусскую политику Варшавы. Многие, почти не имея достоверной информации о событиях на Востоке, с надеждой смотрели на Белорусский ССР, считая его настоящим государством, где развивается национальная культура и образование, а экономика работает на благо всего населения.

Поэтому коммунистическую армию сначала тепло приняло белорусское и еврейское население. Более того, в некоторых местах, до которых успел дойти немецкий вермахт, с радостью встречали как освободителей и немцев. Однако немцы быстро ушли, и жители Западной Беларуси остались один на один с гостями из Москвы.

В то время Народный комиссариат внутренних дел СССР (НКВД) - главный репрессивный орган московского коммунистического режима - уже имел большой опыт репрессий целых групп общества по национальному и социальному признаку.

Примерно два года прошло с волны репрессий 1937-1938 года, когда только по официальным данным расстреляли 681.692 жителей СССР - преимущественно тех же самых рабочих и крестьян, власть которых коммунисты вроде бы воплощали. Это примерно в тысячу раз больше, чем официально убили в нацистской Германии до начала Второй мировой войны.

Еще сотни тысяч отправили в тюрьмы и концентрационные лагеря, выслали на Дальний Восток, Сибирь и Казахстан.

Восточная Беларусь уже облилась кровью под властью СССР. Теперь и на территории Западной Беларуси было принято решение использовать такие же методы ликвидации всех, кто мог критически относиться к «достижениям социалистического строя».

Депортации



Первая волна массовой депортации началась в феврале 1940 г. 21 февраля глава НКВД БССР Лаврентий Цанава направил письмо первому секретарю Центрального Комитета Коммунистической партии (большевиков) Беларуси Пантелеймону Пономаренко:

«Операция началась на рассвете 10 февраля. К концу дня в основном была завершена. В связи с высокими морозами (-37..-42 градуса), пургой и большими заносами, погрузка в эшелоны затянулась до 13 февраля. Выселению подлежали 9810 хозяйств (52 892 человека)… Было погружено в эшелоны 50 224 человека, арестовано 307 человек, умерло и убито во время операции 4 человека. Репрессировано после 13 февраля и помещено в изоляторы для последующей высылки 197 человек. Таким образом, общее количество репрессированных составило 9854 хозяйства (50 732 человека)».

Только в феврале 1940 года коммунисты отправили в ГУЛАГ более 50 тысяч жителей Западной Беларуси. К весне из них погибло более 11 500 человек, в основном дети и старики.

Примечательно, что ни Цанава, ни Пономаренко не были белорусами и не имели никакого отношения к Беларуси перед назначением на свои фактически главные в марионеточной «республике» должности - их обоих прислали управлять БССР в 1938 году после нескольких волн массовых расстрелов местного руководства.

Вторая депортация прошла 13 апреля 1940 года, в ходе которой из Западной Беларуси было выселено 26 777 человек. Третья волна депортации прошла 29 июня 1940 года, в Сибирь вывезли 22 879 человек. Во время четвертой депортации в июне 1941 г. вывезли 22 353 человек.



Заброшенное кладбище «спецпоселка» №61 в Холмогорским районе Архангельской области России. По данным на 1.1.1941 здесь находились 413 поляков, 141 белорус, 74 украинца и 24 представителя других национальностей. Фото gulagmuseum.org

Более половины депортированных составляли женщины, дети, люди пожилого возраста. Многие умирали в дороге или на новых местах расселения, сообщали чиновники НКВД:

«Большая смертность объясняется отчасти тем, что спецпоселенцы не привыкли к сибирскому климату, большинство не имеют теплой одежды и обуви, благодаря чему появились гриппозные и простудные заболевания со смертельным исходом. Этому способствовало и плохое снабжение продуктами питания, что особенно плохо отражалось на здоровье детей и стариков».

Еще многие тысячи были насильно загнаны («завербованы») на работы на разные предприятия и шахты в других регионах СССР. Последний эшелон с теми, кто был отправлен в изгнание, уходил из Бреста 21 июня 1941 года.



Депортация евреев в Гродно, ноябрь 1941 года. Фото http://www.yadvashem.org/

Сначала Восточная Беларусь, а потом Западная получили урок массового террора, уничтожения и «нейтрализации» реальных или просто возможных врагов целыми семьями по принципу коллективной ответственности.

Этот урок вызовет ненависть к коммунистам со стороны тех самых людей, которые только что приветствовали Красную Армию. Уже в июне 1941 года в Западной Беларуси большевистских функционеров, офицеров НКВД и просто красноармейцев будут убивать на улицах и вешать на фонарях. Иногда вместе с их семьями.

Приход нацистов и начало их террора, в том числе Холокост и сожжение деревень, уже не будут чем-то принципиально новым для белорусов - репрессиям по принципу коллективной ответственности их уже научили большевики.

Александр Гелагаев, belsat.eu

naglecc

Previous post Next post
Up