Ты медленно, затаив дыхание, крадешься по заброшенному зданию, которое облюбовала толпа кликеров. И ладно бы стояли они себе в уголках, так нет, шастают... Клокочут. Их дерганые, неестественные движения заставляют холодные капельки пота бежать по спине.
Все заточки ты уже израсходовал на прошлой неудачной стычке, а в рюкзаке как назло не хватает нужных материалов, - если эта тварь схватит, то это верный конец. От зараженных можно хоть как-то отбиться, а эти... Эти мерзкие грибоподобные рожи будут последним, что ты увидишь. Даже вся жизнь не успеет перед глазами промелькнуть.
Выждав, казалось бы, целую вечность, ты наконец-то улавливаешь момент и тихо проскальзываешь между кликерами. Твоя спина прижимается к спасительному углу стены, и вот уже виден выход. Ты еле сдерживаешь вздох облегчения, как тут на весь зал слышишь звонкий голос напарника "Hey, Joel!!"...
The Last of Us очень и очень хорошо сделанная игра. Весьма высокая похвала в современных реалиях игровой индустрии. Тут вам и грамотно подобранные элементы геймплея, и детализованный, наикрасивейший мир, и вызывающие эмоции и симпатию главные герои, и великолепное музыкальное сопровождение, создающее нужную атмосферу, и интересный сюжет, за развитием которого приятно следить, и отличное отзывчивое управление... Все на месте, все на высшем уровне, все выверено. И даже наличие моментов, описанных в начале, совершенно не мешает game flow. В общем, кажется, игра на 10. Но, я все-таки нашла, к чему придраться. Перейдем к деталям.
Тема конца света в виде инфекции, превращающей людей в безумных каннибалов, избита настолько, насколько это вообще можно. Однако, интерес к зомби-апокалипсису не пропал ничуть. Вот и Naughty Dog решила сделать свой вариант, с преферансом и поэтессами.
Надо отдать ребятам должное - я чего-то даже не припомню, где еще опасность исходила от грибных спор (да, да, орки в Warhammer 40k, не считается!). В связи с таким необычным происхождением зомби-вируса, дизайнеры вовсю оторвались на создании местных "ходячих мертвецов".
Да и вообще с дизайном у Naughty Dog тут все хорошо: поглощенный растительностью мегаполис, заброшенный университетский городок, поселения выживших, нетронутые человеком леса... Сразу вспоминаешь "Я - легенда", "28 дней спустя" и, само собой, The Walking Dead во всех своих воплощениях.
Касательно последней упомянутой франшизы - The Last of Us, как и можно ожидать из названия, больше старается показать, как изменились люди, как адаптировались к ситуации, как изменились понятия морали, чести. Но и про blood, gore and violence не забыли.
"Начало конца". Нас не часто балуют такими моментами в играх.
Главных протагонистов в игре, как всем уже известно, двое - суровый дядя Joel (определенно имеющий родство с Drake'ом) и бойкая Ellie. Печальную историю первого нам рассказывает игра в прологе, а вот про девчушку можно узнать в комиксе. Я не буду вдаваться в подробности сюжета, но отмечу пару моментов. Прежде всего события разделены на части - времена года - поэтому по окончании каждой есть какой-то временной промежуток, скрытый от глаз игрока. При этом развитие характеров героев, трансформация их отношений прописаны, на мой взгляд, отлично, а эти предусмотрительные временные пробелы дают возможность самому додумать, как общались персонажи в этот период, как пришли к тому состоянию взаимопонимания, который мы наблюдаем в очередной "сезон". Такое сопереживание и осмысление заставляет привязаться к команде героев, а так же отмечать, как смягчился суровый Joel, снова чувствуя себя отцом, и как повзрослела Ellie, становясь серьезнее, черствее.
Однако, при всем обилии внимания к главному дуэту, персонажи второго плана, хоть и представляющие интерес, очень поверхностны. Упущенный момент, но он не сильно портит общее впечатление от истории.
"Так что ты там про пользу грибов говоришь, Марио?"
Само собой, геймплей отчасти строится на взаимодействии Joel и Ellie: чтобы выжить, нужно действовать сообща. Конечно, основную нагрузку на себя берет сильная половина команды - Joel'у приходится и кликеров обезвреживать, и с бандитами расправляться, и лестницы таскать, да мусорные ящики двигать. При этом не скажу, что наша девчушка тихо стоит в сторонке - она и кирпичом в инфицированного кинуть может, да и разбойнику в бок нож воткнуть, а местами и огневую поддержку обеспечить.
Joel обладает особо чутким слухом. Если его задействовать, то можно "услышать", где враги.
Весьма и весьма полезное умение, не находите?
Еще один приятный момент - нет таких механик взаимодействия, которые нам показали "для галочки", а потом до конца игры забыли. Все органично, уместно и не кажется притянутым за уши. Это также касается и таких элементов, как крафтинг и прокачка: схема первого проста и не обременена излишними функциями, а во второе никто не тыкает нас носом и просит "распределить очки". Так же можно улучшить показатели имеющегося оружия, или, например, воткнуть в поднятую недавно балку парочку гвоздей. Опять-таки, повторюсь, все очень органично.
Ellie не умеет плавать - приходится выкручиваться.
Joel и Ellie далеко не последние оставшиеся в живых (хотя они активно занимаются истреблением "остатков" человечества - разбойников пора в Красную Книгу заносить!), так что по ходу истории нам придется встретить немало персонажей, с которыми так или иначе придется взаимодействовать. И тут, пожалуй, стоит рассказать об искусственном интеллекте, которому посвящена вступительная часть поста.
Да, к сожалению, немногочисленные соратники ведут себя не всегда в соответствии с ситуацией. Они проводят отличные simultaneous double-kill'ы, да и стреляют неплохо и на помощь придут, если инфицированный тебя сцапал. Но вот в моменты стелса поведение напарников может вызвать приступы жесточайшего facepalm'а: громкие комментарии в моменты, когда нужна полнейшая тишина, а еще какая-то неземная любовь к мельтешению перед врагами, пока игрок как бы прячется. Вот сидишь ты за какой-нибудь стойкой, тихо ожидая, пока патрульный пройдет мимо, а в это время Ellie может перепрыгивать через эту самую стойку туда и обратно, врезаться в этого несчастного врага или даже сидеть с противоположной стороны, прямо на виду. Но! Самое главное состоит в том, что такое вот поведение напарников никак не сказывается на ситуации - пока Joel'а не заметят тревоги не поднимут. Враги отчаянно игнорируют членов вашего отряда. И как бы это не было глупо и смешно со стороны, я считаю, что данный элемент выполнен верно: одно дело, начинать эпизод снова и снова из-за сложности, а другое - из-за тупого ИИ, который портит всю игру.
Что же касается врагов, то тут все в порядке - люди умело пользуются укрытиями и любят обходить с тылу, так что если уж ввязался в перестрелку, то надо постоянно передвигаться. Если рассматривать стелс-элементы, то разбойники слепы и глухи настолько, насколько это необходимо для игровой механики - от малейшего шороха тревогу не поднимут, но и не проигнорируют наглое удушение своих соратников у них в радиусе видимости. С инфицированными тоже, я считаю, все отлично: возможно, местами, они слишком чувствительны, а иногда совсем наоборот, но это не мешает получать наслаждение от игрового процесса.
Хотелось бы отметить еще пару моментов. Несмотря на то, что чаще всего нам позволяют самим выбирать, как пробираться к своей цели - тихо или guns blazing, - все-таки есть моменты, когда нас вынуждают вступать в открытую перестрелку. Не скажу, что это плохо - такие моменты выполнены хорошо, а дополняет их удобное управление. Но тут сразу перед нами вылезает Uncharted. Лично я люблю эту игровую серию и ничего против такой ситуации не имею, а вот для кого-то это портит всю атмосферу.
Naughty Dog так же постарались разнообразить игровой процесс настолько, насколько это можно было. И не раз я себя ловила на мысли "ух ты, и даже так!". Есть особо атмосферные места, есть особо удачные и сильные моменты. Например, мне очень запомнился затопленный подвал гостиницы... А вот иногда окружающая обстановка начинает немного наводить тоску. Вроде бы элементов море, детализация потрясающая, закоулочки с "плюшками" есть... Но уже вот надоел мне этот город/станция/склад. Конечно, это может быть связано с индивидуальным ритмом прохождения - кто-то rash'ит, а кто-то крадется и исследует.
И в такие неприятные ситуации можно вляпаться. Ellie, скорее режь эту гребаную веревку!!
Что же можно сказать в итоге? The Last of Us - один из тех тайтлов, которым должен обладать каждый владелец PS3. Это отлично и качественно сделанная игра, с увлекательным и разнообразным геймплеем, яркими и живыми персонажами, атмосферным и проработанным миром, великолепным музыкальным сопровождением и запоминающейся историей, которая заставит игрока сопереживать героям и двигаться с ними вперед. За такое количество плюсов можно спокойно закрыть глаза на какие-то недостатки.
+10 очков Гриффиндору за лошадок!