«Всешутейший, всепьянейший и сумасброднейший собор» - полуофициальный орган для увеселения государя в часы его досуга, во время праздников и торжеств был создан молодым царем Петром в начале 1690-х годов. Сначала он взбудоражил умы современников, а потом историков, интерес которых к царским забавам не угасает до сих пор. Что любопытно - фактическая база для суждений о «соборе» остается в основном такой же, что и сто лет назад. А документы о повседневной жизни «соборян» тем временем мирно пылятся в архивах…
У самого Петра I была кличка Пахом-пихайхуй. Зотов полностью титуловался так: «Всешутейший и всесвятейший патриарх кир-ети Никита Пресбургский (Плешбургский)1, Заяузский, от великих Мытищ и до мудищ». Прозвищем же «смиренный Аникит» в латинской транскрипции Зотов подписывал свои письма в качестве «князя-папы». Бутурлин имел прозвище Корчага, а с 1718 года звался также «князь-папа Ибасса». Кроме того, и в бытность «митрополитом», и став «папой», он прилагал к себе такие имена-клички, как Петрохуй и Петропизд2.
Речевую среду внутри «сумасброднейшего собора» ярко характеризует обнаруженный нами в архиве один из немногих уцелевших списков его членов. Скорее всего, он составлен до 1706 года:
«Архикнязь-папа. При нем служители: протокопайхуй Михайлов, духовник Иринархуй, архидиякон Идинахуй Строев, протодиякон Пахом Пихайхуй Михайлов, дьякон Иоиль Попирайхуй Бутурлин.
Ключари: Починихуй Опраксин, Брихуй Хилков, Ионийхуй Субота, ризничий Изымайхуй Мусин-Пушкин, уставщик Неоманхуй Репнин, поп Феофанхуй Шушерин...
Далі більше ПМ: І після цього РПЦ звеличує Петра та анафемує Мазепу. Як то кажуть: "І ці люди забороняють мені колупатися в носі?"