В самом начале знакомства, отношения с Питером у меня не складывались: то ли время было не то, то ли занимался не тем, чтобы ещё и обращать внимание на сам город, но жёлтая достоевская картинка прочно стояла перед глазами, и, для того, чтобы съездить в Питер во второй раз, пришлось себя некисло так поуговаривать.
Уговорил, таки. И совершенно не зря: проблемы-то не у Питера, а у Достоевского; я же теперь бываю там, не реже раза в несколько месяцев. Город хорошеет с каждым годом, и особенно это заметно в сравнении с Москвой. Нет, положительные изменения и в ней случаются, но Северная столица производит, во-первых, более целостное впечатление, а, во-вторых, видно, что в Петродворце обитают товарищи, которые знают свой город и любят его: многое на улицах Питера является результатом продуманных действий, а не сиюминутных популистских решений, а в итоге, люди получают в распоряжение гораздо больший город «для людей», чем все остальные российские города, в которых мне доводилось побывать.
А люди сидят, например, и читают на гранитных тумбах на набережной.
Вот типичная питерская улица в центральной части: про архитектуру и так всё понятно, а вот детали интересны. Во-первых, это центр, но визуального мусора (вывесок, рекламы) здесь на порядок меньше чем в Москве. На исторических фасадах, практически нет кондиционеров. Вот можно же как-то, значит, без них на морде обходиться-то? Во-вторых, геометрия улицы - изгиб, неширокие полосы, полоса для парковки, деревья - 80+ здесь, конечно, поноситься попробовать можно, на как-то и не очень хочется. А снимаю я прямо с разделительной полосы, стоя на островке безопасности пешеходного перехода - таких в Питере теперь много и появляются новые. Вот и этот, видимо, сделан недавно: осталась реликтовая разметка и «опасный» дублёр совсем рядом.
Я раньше сильно возмущался тем, что питерские водители частенько пренебрегают поворотниками, но теперь, кажется понял почему так происходит. Тут всё настолько правильно, что ли, организовано при движении по полосам, что и так понятно, в какую сторону ты поедешь. Хотя, поворотниками пользоваться, таки, надо.
И, кстати, в Питере почти нет подземных пешеходных переходов, кроме тех, что совмещены со входами в станции метро. Да и те, как правило, дублируются зебрами.
Вообще, в Санкт-Петербург можно возить экскурсии из сомневающихся. С теми, кто уже определился с тем, что комфортный город - это нечто среднее, между хайвеем и парковкой, разговаривать бесполезно, а вот остальным можно показать, как центральная часть города может быть нашпигована светофорами и пешеходными переходами, но не задыхаться в пробках. Вот зуб даю, едет: подозреваю умные светофоры. А ещё можно показать, как хорошие люди реку используют. Если честно, я столько катеров, речных трамвайчиков и прочих водных маршруток в одном кадре ни разу не видел.
Или трамвай показать. А то не знают у нас люди, что трамвай, например, может быть вот таким.
Справедливости ради, нужно отметить, что такие крутые вагоны есть далеко не на всех маршрутах. Например, до Стрельны ходит такое... такое! Но ходит по выделенной линии, исправно и довольно быстро.
Вот он, кошмар идейного автомобилиста в одном кадре: современный трамвай на выделенной линии, велосипед, светофоры, переходы.
Ну и, чтобы завершить автомобильную тему, надо отметить, что в Питере находятся две не просто лучшие, а на три головы лучшие дороги страны - КАД и Западный скоростной диаметр. Вот это - магистрали и фривеи, а вовсе не МКАД, ТТК и прочие СЗХ и Большие Ленинградки. Это пример того, как надо.
По КАДу теперь можно уехать в Кронштадт: кольцевая, таки, стала кольцевой. Дорога по дамбе через море впечатляет, а вот сам Кронштадт - не очень. Как-то большего ожидалось, что ли? Ну канал, да.
Ну собор. Красивый, конечно, но кроме того, чтобы сделать дежурный кадр «для путеводителя» там и правда делать особо нечего.
Хотя туристов очень много. Вот и земляки из Подмосковья подтянулись на автобусе со знакомым логотипом.
Но, возвращаемся в Питер. Город любят украшать: везде цветы. На любом фонарном столбе есть крючок, для того, чтобы повесить на него горшок с какими-нибудь петуньями. Наверное, под половиной подоконников первых и вторых этажей есть мини-клумбы. Но цветы - не единственный способ. Идёшь вот по улице, никого не трогаешь и, вдруг - опа! Люстра висит.
Или панно, какое-нибудь, необычное.
Или на трубы внимание обратите. Что, правда сложно красить их в цвет фасада не только в Питере?
А вот с труб, как раз, и начинаются ложки дёгтя, без которых отчёт был бы не полным. Выдают мелочи. Особенно, когда оказываются совсем не мелочами. Вода из этих труб вытекает прямо на тротуар. Знаете, что тут творится зимой? Я знаю.
Ещё очень показательный пример: на третьем маршруте трамвая, том самом, где крутые вагоны из начала поста, остановки выглядят вот так. Этот кадр я сделал стоя от таблички на расстоянии в несколько метров с приличным зумом. А так, её просто невозможно разглядеть.
Но самое страшное в центре Питера - это не водосток на тротуар и невнятная навигация. И даже не отсутствие урн или несогласованные вывески. Самый ужас - это парковка. Днём в рабочий день в центре припарковаться просто нельзя. Нигде. Вообще. Собянину респект был выдан, когда мне пришлось оставить машину за 150 рублей в час в нескольких километрах от пункта назначения. Одним словом...
Но и ладно. Я так думаю, до парковок у Полтавченко сотоварищи пока руки просто не дошли: разберутся и с этой бедой. А чтобы не заканчивать обзор в миноре, расскажу про заведение, который обязательно стоит посетить - это, так называемый, «
Макет Россия» - наша с вами 1/6 суши в типоразмере Н0 (1:87) с характерными особенностями каждого из регионов. Впечатляющее зрелище, особенно для любителей железнодорожного моделирования. Дежурную фотосессию я не проводил: лучше и качественнее уже отснято и выложено на сайте музея. Но от одного кадра я не удержался.